Пошли генерал и прапор на охоту. Только в лес вошли, коза мимо
пронеслась, генерал не успел выстрелить, а прапор не стал.
- Ты почему не стрелял?!
- Боялся,
товарищ генерал, а вдруг она домашняя.
- Дурак! В лесу все дикое!
Идут дальше, вдруг
раздается выстрел и страшный визг.
- Ты кого подстрелил?
- Дикую бабу, товарищ генерал.
Все хищные рыбы, каких мы ловим, индивидуальны в своем поведении. Потому-то методы ловли щуки не такие, как для жереха или, скажем, форели. Но из этого правила есть одно любопытное исключение: язь, как хищник, очень переменчив. В его поведении можно выделить несколько моделей, каждая из которых как бы "списана" с манер других хищных рыб. Это, с одной стороны, усложняет ловлю язя спиннингом, поскольку необходимым условием успеха является четкое понимание того/ под кого именно из "плотоядной братии" работает язь в данное время и в данном месте. С другой же стороны, такое разнообразие делает охоту на язя более живой и интересной.
Язь - как судак...
Так уж получилось, что самой первой рыбой, которую я поймал на джиг в дебрях "ломового" коряжника, оказался именно язь. Произошло это порядка двадцати лет назад, я не знал еще слова "незацепляйка" и ловил везде на "поролонку" с торчащими крючками. В том памятном месте на Клязьме лежало на дне несколько деревьев. Я забросил, первыми двумя "шагами" приманки прошелся по веткам, а на третьем - ощутил тычок, подсек - и вытащил язя весом слегка за кило. Следующие пять забросов ознаменовались, как то и должно было случиться, пятью не выдираемыми зацепами. Поэтому попытки изловить там еще кого-то пришлось прекратить...
Едва ли не всех язей, попавшихся с тех пор в подобных условиях, я поймал на незацепляющиеся приманки - будь они из поролона или из силикона. Кстати, самый простой вариант джиговой "незацепляйки", в котором твистер насаживается наискось на джигголовку, а жало прячется в его теле первое время я связывал исключительно с язем. И сам я, и пара моих знакомых - мы, когда пробовали в деле эту незамысловатую конструкцию, начинали с охоты на язя на закоряженных свалах. Это уж потом были судаки и прочие...
Ту модель поведения язя, при которой он ловится на джиговые приманки на глубинных и, в той или иной степени, закоряженных бровках можно смело назвать "судачьей". Сходство с судаком здесь во всем: типичная глубина - 5-9 м, поклевки - строго на донной ступенчатой проводке, и по восприятию - тот же короткий одиночный тычок средней силы. Да и по сопротивлению, когда язя тянешь из глубины он очень на судака смахивает. Разве что характерных для "клыкастого" периодических толчков нет.
Язь как окунь…
Одно время, в летние месяцы на Оке, я увлекся ловлей на "вертушку". К тому моменту у меня был наработан изрядный опыт применения вращающихся блесен в стоячей воде, и он касался главным образом одной рыбы - окуня.
Немудрено, что и на реке основным объектом интереса стал все тот же "полосатик", которого я "истреблял" в очень больших количествах. И, соответственно, объем статистики по речному окуню вскоре накопил немалый. Другие хищники, разумеется, тоже попадались, но, что характерно и голавль, и щука, и судак - все они в своей реакции на "вертушку" весьма заметно отличались от окуня. Для них - и оптимальный размер блесны был несколько иным, и места ловли разнились, и особенности проводки...
А вот с язем все было иначе: он и держался бок о бок с окунем, и "ел" самую что ни на есть окуневую блесну. Точнее, окуни, и подъязки обнаруживали себя в одних местах, но их стаи все же не смешивались. На протяженной отмели с медленным течением кое-где имелись небольшие приямки, во многих из них реально было найти стайного хищника. Чаще то был все-таки окунь, но в некоторых приямках его место прочно занимал язь.
В разные дни окунь и язь как бы обменивались позициями. На известной отмели, что ниже Серпуховского железнодорожного моста я знал до десятка точек. Обходя их последовательно, я первое время "зависал" на каждой минут до двадцати и более, стараясь "перебить" всех. Позднее если случалось на первых нескольких забросах поймать одного-двух окуней я просто уходил с точки на другую, поскольку уже по опыту знал что в пределах столь ограниченного пространства вся стая состоит из рыб одной "национальности" а язь - он как-то поинтереснее окуня. К тому же по технике проводки и выбору модели блесны никаких принципиальных отличий не было. Я ловил чаще на "Комету" второго номера или на "Лонг" - "полторашку"* стараясь медленно вести блесну у дна поперек течения.
Другим характерным местом на Оке где язь вел себя подобно окуню, был большой залив, что в километре выше устья Нары. Я продвигался по берегу, забрасывая под острым углом перед собою "вертушку". Иногда попадались одиночки, но чаще после первой поклевки следовало еще три-четыре с той же точки, т. е. хищник явно имел склонность держаться стаями. И опять - аналогичная картина: стая - или чисто окуневая, или чисто язевая.