Как-то раз, будучи в отпуске на Мальдивах, братки решили
порыбачить. Взяли яхту напрокат, вышли в море и закинули удочки. Сидят, рыбачат.
Вдруг к ним
подруливает полицейский катер и оттуда кричат:
- Эй, на яхте. У вас есть лицензия на отлов рыбы?
- Не-а. Нету!
- Тогда с вас штраф за лов рыбы без лицензии!!!
- А мы и не ловим рыбу, мы
"зелёные", мы очищаем дно бухты от всякого железного хлама. С этими словами они вытащили удочки и
копы увидели, что на конце лесок привязано по большому магниту. Покрутив у виска, менты уплыли
восвояси.
На яхте:
- Как здорово, что сегодня мы решили ловить Рыбу-Молота!!!
Вы сейчас, наверное, удивились: как же так — что-то подбирать, придумывать, отрабатывать, а потом вдруг возьми и расскажи, и все об этом узнали, не затратив усилий. А потом же и воспользуются твоими наработками. Отчасти верно, но, думаю, вы уже сами догадываетесь, к чему я веду. Не нужно останавливаться на достигнутом! Придумал что-то, проявил это в деле, молодец, не проявил — все рано молодец, может, кому-то другому поможет. Но голова при этом будет работать, и мысль идти к изобретению чего-то нового, что снова сможет принести результат. Тем более, когда вы делаете что-то сами, вы понимаете в этом гораздо больше нюансов и тонкостей, чем когда вы подсмотрели это у кого-то или вам рассказали.
Да и если спортсмены всю информацию, весь свой опыт будут держать в себе, наш спорт никогда не будет массовым и популярным. Играть максимально открыто и делиться своими наработками — тогда рыболовный спорт будет значительно популярней и интереснее простым любителям.
Первый опыт
В общем основная техническая подготовка была перед самой тренировкой, когда начались основательные сборы предполагаемой рабочей резины, грузов, и всего остального. Перед нами стояла нелегкая задача — наверстать упущенную за несколько лет практику ловли форели на резину. Я, конечно, ловил в платниках форель на силикон, но это было из разряда «что не кинь, то ест». И конечно, никакого опыта в ловле в естественных условиях не было. Собственно это и была основная установка не только у меня, но и у всей команды. А конкретнее — понять и прочувствовать именно ловлю на силикон, так как с другими приманками наша сборная, независимо от состава, никаких проблем не испытывала.
Еще на тренировке к чемпионату мира в Андорре мы пытались ловить форель на силикон. Но ключевое слово здесь именно «пытались», так как сразу стало понятно, что вертушки и воблеры, гораздо эффективнее. Возможно, за это команда и поплатилась, заняв в прошлом году лишь седьмое место. И основной ошибкой и недоработкой стало именно отсутствие опыта ловли на резину. Что ж, два раза на одни и те же грабли наступили, в третий раз такого допускать ну никак нельзя. Поэтому подготовка к тренировке перед чемпионатом в Хорватии свелась практически только к «силиконовому буму». В случае чего перейти на более привычные воблеры и блесны всегда получится, а вот с резиной очень много вопросов.
Несмотря на то что технического опыта ловли на резину у нас практически не было, в теории мы были достаточно хорошо подкованы. Обсуждая и просматривая видео с прошедшего чемпионата в Андорре, была примерно ясна общая техника ловли на силикон. Непосредственные участники тех событий поделились своими знаниями и тем, что смогли подсмотреть у противников. Оставалось только все это применить на практике. И именно для этого был организован тренировочный выезд на место проведения чемпионата. И первый раз тренировочный процесс был максимально приближен к условиям соревнований, так как мы сделали основной упор на выпускную рыбу, а не на местную, которая ведет себя по-другому. Хотя обычно на тренировках ловили именно местную, оседлую форель. И как известно, последние годы это ни к чему хорошему не приводило...
Еще очень хорошую службу сослужили и сами условия ловли. Река Крка с достаточно сильным течением, но не таким, как на горных речках, да и глубина в некоторых местах была очень приличная. В основном все места просматривались, и ловля была визуальной. Вот тут-то и удавалось проследить, как
форель реагирует на ту или иную приманку, на различную технику подачи. А именно подача приманки во многом является определяющий. В общем практически все как на ладони, так что можно было делать определенные выводы и заключения.
Хотя я своих первых «силиконовых» форелей поймал из глубоких участков, когда не видел, как она клевала, а только чувствовал. Кстати, так ловить даже проще, потому что, не видя, как форель реагирует на приманку, совершаешь меньше лишних движений. Просто делаешь проводку, как считаешь нужным, а она уже там сама разберется, по нраву ей это или нет. Вот когда форель идет за приманкой у тебя на глазах, тут-то и начинаются сомнения — то ли ее остановить, то ли ускорить, и далеко не всегда решение оказывается правильным.
Две техники ловли
После нескольких дней ловли я для себя определил, что форель можно спровоцировать на поклевку двумя способами. Причем они оба достаточно эффективные, и сказать, какой лучше, а какой хуже, нельзя, так как все зависит только от самой форели. И что самое интересное, каждая рыба реагирует на предложенную ей приманку абсолютно по-разному, как-то по-своему. Один вариант подачи пассивный, имитирующий максимально естественный кормовой объект. А другой, соответственно, активный, выводящий форель из себя, заставляющий ее бросаться на приманку.
В прозрачной воде хорватской речки было очень интересно и поучительно наблюдать, как форель отзывалась на изменения поведения приманки. То активно догоняя, то останавливаясь в паре сантиметров от нее.
Первый тип подачи приманки характеризуется максимально естественными движениями. То есть, закинув приманку вверх по течению, даем ей упасть на дно, потом либо делаем совсем медленную проводку, либо вообще не крутим катушку. При этом наша имитация кормового объекта будет практически свободно переваливаться по дну и сносится течением. Здесь еще очень неплохо в некоторых местах подать спиннинг вперед или даже стравить немного лески с катушки, чтобы течение не вытягивало дугу и не изменяло траекторию сноса приманки. Ведь если какого-нибудь червячка будет сносить течением около дна, а потом он вдруг возьмет и повернет к берегу против течения, это покажется несколько странным... А вот если продолжит плыть по прямой траектории — форель просто не сможет его проигнорировать. Поклевки очень часто случаются именно в момент перекатывания приманки по дну без натяжения лески.
Но в условиях данной речки, а именно практически «трубы», исполнять такую подачу достаточно сложно. Поэтому можно прибегнуть к более, как мне показалось, простому варианту — выведению форели на рефлексивную атаку. Когда перед ней начинает что-то мелькать, она обязательно обратит на это внимание, и если будет в настроении, то начнет преследование. Догнав приманку, она может быстро заметить подвох и проигнорировать ее, но, если снова сделать резкий рывок, она, как правило, продолжает преследование.
Конечно, так можно дергать долго, и форель может идти за приманкой аж до самого берега, но так и не схватить ее. Тут уже все будет зависеть от каждой конкретной форели — либо она все же схватит назойливую жертву, либо оставит ее в покое. Единственно, что необходимо иметь в виду, такая техника подачи работает лучше всего методом апстрим. И когда приманка, достаточно быстро ускоряясь и подпрыгивая, пронесется мимо форели, она обязательно на нее среагирует, и с большой долей вероятности попытается схватить без доли сомнения. А вот если приманку начать поддергивать снизу по течению, это может показаться странным, и несмотря на то что форель пойдет следом за ней. решительной хватки, как в первом случае, может не последовать.
И еще здесь есть один очень важный нюанс, я бы назвал его оптимальной зоной атаки. Опять-таки все было подмечено благодаря прозрачной воде в реке и течению, позволяющему разглядеть рыбу и ее реакцию. Так вот, хорошо было видно, что чаще всего приманка заинтересовывает форель, когда проходит от нее на определенном расстоянии. Причем лучше увеличивать это расстояние в большую сторону. Бывает, что форель срывается с места за приманкой, которая проплывает от нее аж в 5—7 м, чем-то привлекая ее. А вот попытка положить приманку прямо ей под нос чаще всего ничем не заканчивалась. Видимо, специфика зрения и органов осязания, а также образ питания у нее так устроены, что она больше уделяет внимания отдаленным объектам.