Hа pыбалке. Уже выпили, закyсили, pазговоp о бабах завели.
-
Эх, я однy телкy вчеpа подцепил, - хвастается молодой, - ноги пpямо из yшей pастyт! А yж
гоpячая-я-я!..
- Это что, - не yдивляется pыбак стаpый, - вот я на пpошлой неделе pyсалочкy
поймал, так y нее хвост от самых жабp начинался. Заливное полyчилось - объедение!
В ловле рыбы спиннингом, как и в любом другом деле, есть вещи основополагающие, без которых в принципе нельзя сколько-нибудь серьезно рассчитывать на успех, и есть - второстепенные, вроде бы минимально влияющие на результат рыбалки. С другой стороны, хотя каждая в отдельности из таких мелочей редко удостаивается нашего с вами внимания, в комплексе они, как мне кажется, заслуживают предметного рассмотрения, особенно с позиции начинающих или просто недостаточно опытных спиннингистов. Именно этим мы сегодня и займемся.
Мелочи, связанные с удилищем
Итак, оставим в стороне разговоры о модульности "угля", сравнении понятий "строй" и "действие" и т.п. Обратим внимание на то, что мы крайне редко учитываем как при выборе удилища, так и в процессе его эксплуатации...
На значительном большинстве спиннинговых удилищ в непосредственной близости от рукоятки имеется специальная петелька, за которую цепляется крючок приманки, когда мы переходим на рыбалке с места на место. Петелька может отличаться по своему размеру, форме и точному местоположению, но то, что она весьма желательна на удилище - с этим едва ли кто поспорит.
Тем не менее, я готов поставить под сомнение целесообразность наличия на спиннинге крепежной петельки, и на то есть два аргумента. Во-первых, она часто находится в таком месте, где мешает т. н. "сенсорному" захвату удилища, при котором правая рука сдвинута немного вперед относительно места обычного захвата, а указательный палец - кладется непосредственно на бланк, но в этой самой точке оказывается торчащая крепежная петелька.
Во-вторых, приманка, будучи зацепленной за петельку во время тряски от движения на моторной лодки часто начинает барабанить по бланку спиннинга, что, понятно, не идет ему на пользу. Поэтому я предпочитаю делать так, как это обычно не рекомендуется: цеплять крючок приманки за одно из пропускных колец, чаще - за нижнее. Вопреки распространенному мнению, крючок и кольцо (в современных его версиях) не оказывают негативного влияния друг на друга. А крепежная петелька оказывается совершенно излишней...
Иногда мы берем новое спиннинговое удилище как бы на пробу - на одну-две рыбалки, а если не понравится - сдаем назад в магазин. Некоторые продавцы идут на это, выдвигая одно лишь требование: чтобы спиннинг после тестирования не производил впечатление "бэушного".
Вот мы и стараемся минимально нарушить "экстерьер" нового удилища, в том числе - не снимая защитную пленку с его пробковой рукоятки. Однако иногда это выходит боком. Если "тест-драйв" приходится на дождливый день, то в той или иной мере намокает все. Вода каким-то образом просачивается между пластиковой пленкой и пробкой, причем неравномерно. Пробка в тех местах, куда проникла вода, набухает и темнеет. Хотя пленка и на месте - от товарного вида спиннинга не остается и следа. Делайте выводы...
Возможно, вы обращали внимание на то, что у некоторых удилищ, чаще - стеклопластиковых и телескопических, вершинка выполнена в ярких флуоресцентных цветах - обычно это оранжевый или желтый. Общественное мнение таково, что цветная вершинка - это признак дурного тона, у нормальных спиннингов такого не бывает и не должно быть в принципе.
На самом же деле, когда нам приходится ловить на относительно легкий джиг при сильном ветре, даже самое совершенное по чувствительности "в руку" удилище не способно обеспечить чисто "тактильный" контроль проводки. А если все происходит еще и в сумерках, то и визуально по отыгрыванию вершинки не всегда замечаешь касание дна. Выход подсказывают дешевые "стеклянные" спиннинги: нанести на вершинку рядом с "тюльпаном" ободок из светлого флуоресцентного лака, его можно сейчас найти в рыболовных магазинах. Это в значительной степени решает проблему...
Мелочи, связанные с катушкой
Что такое регулировка профиля намотки, зачем она нужна и как осуществляется - все это должно быть известно всякому мало-мальски продвинутому спиннингисту. Если в двух словах, то последовательное утончение подшпульных шайб ведет к изменению профиля от прямого конуса к цилиндру и далее - к конусу обратному. Но бывают отдельные экземпляры катушек (недавно мне попалась уже вторая такая), у которых, даже если совсем убрать единственную штатную шайбу, небольшая прямая конусность в намотке все равно остается, и такой вариант не всегда может нас полностью устроить.
Тогда стоит попробовать сделать вот что. Снимаем с оси звездочку-трещотку фрикционного тормоза, а шайбу - возвращаем на место. Звездочка, как правило, несколько толще, чем шайба, и в результате легкий прямой конус трансформируется в легкий обратный. Фрикцион, правда, после того перестает трещать при прокручивании, но это трудно даже назвать потерей...
Наверное, многие из нас хотя бы раз сталкивались с такой вот картиной: под нагрузкой с катушки стравливается шнур, но не из-за того, что отрабатывает фрикционный тормоз, а весь объем плетеной лески прокручивается на шпуле. Понятно, что происходит это по причине того, что из-за нерастяжимости плетеной лески ее нельзя надежно зафиксировать на шпуле обычной петлей, как это делается в случае с леской монофильной.
Есть несколько путей решения проблемы. Первый: та же самая петля, но закрепленная на шпуле кусочком лейкопластыря размером 2х1 см. Второй: перед плетеным шнуром намотать на шпулю хотя бы пару метров монофильной лески, а шнур - привязать к ее концу. Третий: сделать на конце шнура петлю, зафиксировать ее боковой клипсой шпули, а далее - намотать шнур обычным образом...
Если вы читаете наши рыболовные журналы и стараетесь следовать советам редакционных экспертов, то у вас не должно возникнуть никаких сомнений в необходимости периодического техобслуживания спиннинговых катушек, поскольку соответствующие публикации, с подробным и наглядным фоторядом, появляются на страницах с завидной регулярностью.
Причем это самое ТО, особенно если с полной разборкой, - дело довольно муторное и требующее большой аккуратности. Здесь, как отмечается, масса тонкостей - например, соприкасающиеся зубья ведущей и ведомой шестеренки положено перед разборкой помечать, дабы потом соединить их надлежащим образом, чтобы не было нарушения "бархатистости" хода...
На, самом деле, могу вас заверить, дело обстоит несколько иначе. Есть у меня, к примеру, катушка Team Daiwa 2500iT, которой уже девятый год от роду. За исключением, быть может, пары сезонов, она всегда была у меня в активной работе. Но самое примечательное, что за все эти годы я не то, чтобы катушку перебирал, даже капли масла в нее ни разу не добавил! А она работает как часы! Другое дело, что эта модель - из числа дайвовских катушек "того" поколения. Но и с другими моими катушками - все примерно также, разве что временные и ценовые рамки несколько отличаются.