Скажите, в этом пруду можно ловить рыбу?
- Да вроде, никто не запрещал.
- А на лодке, сетью?
- Да, пожалуйста.
- Значит, если я поймаю рыбку, это не будет правонарушением?
- Нет. Это будет ЧУДО!
Все сказанное выше – важно, но главное – все же проводка. Colt – несложен в плане анимации. Самая рабочая схема такая: 3 - 4 средних «твича» подряд – пауза секунды полторы - две, затем все повторяем. Какие-либо изыски по этой части, наверное, имеют прав на жизнь, но если вы ограничитесь обозначенной основной схемой, то сильно от того не потеряете. Colt свою работу сделает сам.
Lucky Craft Sasara 75
Сколько шума наделали эти «многочленные» воблеры в первые год - два после своего появления на рынке! И как только не обыгрывали само название Sasara – в силу определенных созвучий в русском языке…
Поначалу у меня самого мелькнула мысль, что воблеры этого типа – в первую очередь маркетинговый ход, ведь все необычное неизменно привлекает к себе внимание, а это в коммерции – добрая половина будущего успеха. И сказать, что я от этой мысли избавился на первой же рыбалке, тоже, буду откровенным, не могу. Блицкрига не получилось - рыбу с первой попытки на Sasara я не поймал. И потому решил для начала разобраться «теоретически», в чем может заключаться глубинный смысл таких воблеров.
Что первым приходит в голову из аналогов - это обычные («мягкие») многоколенные составники, которые гнутся вправо-влево «как хотят», т.е. совершенно не упруго. Но те-то – радикально другой по принципу своей работы тип воблеров. В силу своей «мягкости» они на проводке, будь то рывковой или равномерной, идут подобно змеям. Sasaraже обладает такой упругостью, что, будучи согнутой, моментально возвращается в исходное положение. И если вести ее монотонно, то она практически ничем не отличается от обычного («монолитного») минноу. Однако минноу предназначены для равномерной проводки в последнюю очередь, так ведь? И с учетом этого замечания смысл такого типа воблеров от LuckyCraft (к числу которых относится не только Sasara) становится понятнее.
При рывке упругий многосоставник не очень сильно, но изгибается, после чего в долю секунды возвращается в исходное прямолинейное состояние. Общий рисунок движения воблера выходит, с одной стороны, очень похожий на «зигзаг», характерный для обычных минноу (чего, кстати, нет у «мягких» составников), но на это накладывается «подыгровка» от гибкости тела приманки. Глазом она улавливается с некоторым трудом, но эффект свой определенно дает. Что характерно, этот эффект тем выраженнее, чем резче рывок. Поэтому оптимальная схема проводки состоит из нескольких коротких, но резких «твичей» подряд, после чего следует пауза. Sasara – тонущий воблер, поэтому на паузе он достаточно быстро идет вниз, и до трети всех поклевок приходится именно на эту стадию проводки. Особенно сказанное справедливо для ловли по холодной воде – ранней весной и достаточно поздней осенью. У меня вообще этот воблер – один из фаворитов в ловле в эти пограничные сезоны. Рваный темп проводки, с сочетанием резкого твичинга и пауз с погружением – это срабатывает по холодной воде очень часто.
Хотелось бы еще отметить более высокую, чем с другими минноу реализацию поклевок. Объясняется это и тем, что благодаря гибкому телу Sasara часто оказывается полностью «упакованной» внутри щучьей пасти, и тогда сложно представить вариант, при котором хотя бы один из крючков совсем ни за что не зацепится. А кроме того, почему-то именно с этим воблером часто случаются эпизоды, когда щука цепляется одним из крючков за самую кожицу края челюсти (как на фото), но при этом не сходит в процессе вываживания. Возможно, и здесь свою позитивную роль играет гибкое тело воблера – просто ведь обычный минноу при таком раскладе способен выступить с роли рычага и порвать непрочный край губы.
Если же попытаться найти у Sasara недостатки, то я могу назвать два. Первый – это посредственные полетные качества, что, в общем, достаточно очевидно – в такое многочленное тело не засунешь бегающие шарики или вольфрамовые цилиндры. Второй – это возможную преждевременную кончину от телесных повреждений. Когда щука садится на воблер так, что один тройник оказывается в верхней челюсти, второй – в нижней, а на вываживании судорожно открывает и закрывает пасть, трясет головой, бросается из стороны в сторону, «арматура» воблера - металлические тросики - испытывают довольно серьезные нагрузки на скручивание. Когда так происходит один – два - три раза, это не критично, но если воблер живет долгой и насыщенной жизнью, то от такого воздействия тросики изнашиваются и в конце концов рвутся. Я не считаю, впрочем, эту проблему сколько-нибудь серьезной. Будем реалистами – очень редкий воблер доживает до «почтенного» возраста, гораздо чаще они «погибают при исполнении» где-нибудь на корягах существенно раньше.
Rapala X-Rap 10
Могу с уверенностью назвать первоисточник сверхпопулярности этого воблера на просторах нашей и некоторых сопредельных стран. На одной из рыболовных выставок Сергей Павленко заметил, что у Rapala появилась новинка. Он тут же купил штуки четыре. И один из этих воблеров «подогнал» мне – зная, что я быстро смогу проверить его в работе. Если называть вещи своими именами, то после этого Normark Сергею денег должен. Ибо – если бы не эта мимолетная история на выставке, X-Rap так бы и остался «одним из многих».
А дальше события развивались так. Поскольку дело было в марте, ближайшая рыбалка, на которой появилась возможность опробовать новый воблер, состоялась на Кипре. Басс кусал X-Rap, можно сказать, с причмокиванием! На некоторых участках невозможно было сделать пяти забросов подряд, чтобы не состоялась поклевка… Через месяц с небольшим последовало продолжение с переменой места действия и задействованных героев. Вместо Кипра – наша средняя полоса, вместо бассов – наши щуки. Эффект вышел не менее впечатляющим! О чем я тут же поделился информацией в Интернете, и далее пошла цепная реакция – число поклонников нового рапаловского воблера стремительно росло.
А тут к нему еще и название приклеилось. Кто-то вместо казенно-официального X-Rap обозвал его чисто по-русски – «Храп». И это явно еще больше способствовало росту его популярности.
Позволю себе здесь малость отвлечься и сделать одно важное замечание. Для того чтобы воблер (как и любая другая приманка) максимально хорошо продавался, он, данная конкретная модель, должен иметь внятное запоминающееся название, а не набор символов типа «FZ09 Art. 1525480». Более чем странно, что маркетологи некоторых фирм этого не понимают.
Вернемся теперь к «Храпу». На мой взгляд, это определенно самая удачная модель Rapala за всю историю существования этой фирмы. Rapala довольно долго сопротивлялась «американизации» своей воблерной программы - использованию пластика в тех моделях, ближайшие аналоги которых по традиции делались из дерева. Но время взяло свое, в итоге и появился «Храп 10» - пластиковый воблер-минноу преимущественно рывкового назначения, обладающий очень приличной «летучестью». И способный нанести очень серьезный урон щучьему поголовью российских рек и озер.
Но давайте отойдем от дифирамбов и поищем, а что бы такого сказать про него плохого? Сказать есть что. В Интернете я видел фото: с полдюжины «Храпов» в воде в ванне. Вроде бы все одинаковые, но одни – плавают, другие – лежат на дне. Это говорит о том, что в производстве этих воблеров нет строгого соблюдения стандарта исполнения. Как говорят специалисты, такой разброс, вероятнее всего, объясняется изношенностью пресс-форм. По идее, их пора бы уже и поменять, но делать этого не торопятся.
Второй момент. Крючки VMC. Поскольку эта фирма и Rapala объединены в рамках единого холдинга, иных «родных» тройников на «Храпах» трудно себе представить. Но de facto общий уровень этого воблера, несмотря на небольшие огрехи исполнения, выше уровня стоящих на нем крючков, поэтому у многих, и у меня в том числе, вошло в правило – менять на «Храпах» тройники на более дорогие. Особенно когда речь идет о ловле на соревнованиях.
Наконец, третий проблемный момент, связанный с «Храпом», касается техники. Было как минимум три очень похожих истории. Приезжаю я в гости в какой-нибудь город N. Кто-то из местных спиннингистов (очень достойного, кстати, уровня) походя замечает, что у них на X-Rap щука практически не клюет. Мы садимся в одну лодку - и уже через час выясняется, что очень даже клюет! А отсутствие результата было лишь следствием нежелания поэкспериментировать с техникой анимации воблера. Это я к тому, что «Храп» - не из тех минноу, которые «ловят сами». К нему надо приноровиться – с учетом ваших личных пристрастий в стиле рывковой проводки и особенностей той снасти, что у вас в руках, - от нее ведь тоже в немалой мере зависит рисунок хода воблера и реакция на него щуки.
Ima Farina 90F
Этот воблер – один из самых-самых «летучих» в своем размере. Что еще радует, он практически никогда не перехлестывается – ни на забросе, ни в ходе проводки.
Рискну предположить, что, как и многие другие японские воблеры, Farina создавалась с основным прицелом на ловлю си-басса. Но оказалась очень к месту и в ловле пресноводных хищников, щуки – в числе первых из них.
Farina появилась у меня намного раньше всех других воблеров от Ima, и именно ее я считаю самой адаптированной для рыбалки в наших условиях. Что может показаться странным, самую первую свою щуку на этот воблер я поймал в середине января. Было это на р. Пехорке, что само по себе не удивляет, поскольку вода в ней никогда не бывает холоднее +10°С, но все равно ведь - даже там в разгар зимы проще поймать на джиг или хотя бы на воблер-суспендер на небыстрой проводке, тогда как Farina – воблер плавающий и любит достаточно активный твичинг.
Судя по всему, благодаря несколько нестандартной формы лопасти Farina движется в ходе проводки по достаточно широкому коридору, но при этом глубоко не зарывается. Ее развороты вправо-влево получаются одновременно и достаточно регулярными (без особых сбоев), и, вместе с тем, весьма резкими – с крутыми виражами и сменой направления. Такая схема движения сильно раздражает щуку. Это тот довольно редкий случай, когда довольно быстрая проводка активной приманки позволяет систематически провоцировать на атаку пассивного хищника. Ключевое слово в этой фразе – «систематически».
Однако и здесь есть свой минус – куда ж без него? При атаке на Farina щука промахивается, пожалуй, чаще, чем это бывает с воблерами, ход которых более поразмереннее и посглаженнее. Оборачивается это более низкой реализацией поклевок и всякими курьезными эпизодами, один из которых оказался запечатленным на фото.
C’ultiva Rip'n Minnow 112 Sp
Долгое время этот воблер был у меня только в плавающем варианте. Не то, чтобы он совсем уж не ловил. Но восторгов особых у меня не вызывал. А потом появился нейтральный. И началось!
До того я не мог себе такого представить, что два одинаковых воблера, с небольшой лишь разницей в плавучести, могут себя так по-разному вести. А так получается, что и летит 112-й как кумулятивный снаряд – очень далеко и прицельно, и идет суспендер на «твиче» на горизонте где-то между метром и полутора. В большинстве случаев ловли на, например, пойменных озерах это самая оптимальная глубина проводки. Воблер очень редко перехлестывается и довольно легок в управлении. Плюс еще, как мне иногда кажется, щука испытывает к нему какую-то особую тягу, явно предпочитая 112-й аналогам того же примерно размера и близкой геометрии...
Короче говоря, воблер весь такой позитивный и заслуженный – хоть на конкурс «Сто лучших товаров» заявляй. Однако есть у него одно свойство, которое для меня остается загадкой. Все устремления поймать на 112-й сколь-нибудь серьезную щуку остались для меня нереализованными. Максимум, что попадалось – это примерно под два килограмма. Вот и рассуждай после этого на тему «крупная приманка – крупная рыба». Скорее всего, это лишь стечение обстоятельств. Басса-то за «двушник» я на 112-й ловил. Короче, будет у вас возможность – проверьте сами. Все-таки воблер выглядит и ведет себя в воде очень солидно. Должна же на него и крупная щука реагировать.