Назад  Ноябрь 2024  Вперед
ТОП СТАТЕЙ
Прочитана 295141 раз
Прочитана 281201 раз
Прочитана 248598 раз
Прочитана 224034 раз
Прочитана 212837 раз
Прочитана 205259 раз
Прочитана 201769 раз
Прочитана 180397 раз
Прочитана 158560 раз
Прочитана 151724 раз
Погода
ЮМОР
Однажды я поехал на рыбалку с алкашами ... - так рыбак начал свой рассказ. Из-за дружного хохота окружающих он понял, что продолжать не нужно - лучше уже не скажешь!
  логин:     пароль:   войти

 

 

 

Кастмастер: широкие возможности

(А. Изотов - Спортивное рыболовство -№6 - 2000 г)

кастмастер приманка колеблющаяся блесна kastmaster АСМЕ звук цвет спиннинг джиг-спиннинг игра блесны цвет блесныДля увлеченного спиннингиста рыбалка - процесс многогранный и многоплановый: чтение источников информации, подбор снастей, поиск "клевого места", заброс, провоцирование хищника на атаку, подсечка, вываживание, фотографии с трофеем и, наконец, обсуждение впечатлений. Каждый из нас вольно или невольно уделяет больше внимания тому или иному этапу, возможно, кто-то укажет и иные аспекты. На мой взгляд, поиск места для рыбалки - дело опыта, заброс, подсечка и вываживание - дело техники, а вот выбор снастей, в том числе и приманки, как и поиск наиболее подходящей ее игры - это области, где есть наибольший простор для экспериментов и фантазии. Конечно, результат будет значительнее, если фантазировать не на пустом месте, а на основе знаний о поведении рыбы и о параметрах приманки.

Я - доморощенный ихтиолог и не производитель приманок, но мои личные наблюдения удивительным образом пересекаются с результатами исследований профессионалов, которые мне доводилось читать в американских журналах, поэтому, возможно, наш совокупный опыт будет интересен читателем. Сначала немного теории. Все мы знаем, что рыба и видит, и слышит. У рыб нет внешнего и среднего уха, но есть внутреннее, расположенное в районе жаберных крышек. Спектр звуковых колебаний, который воспринимается внутренним ухом, зависит не только от условий окружающей среды, но и от породы рыбы. Американский ихтиолог Стив Куинн в статье "Судачий мир" (издание In-Fisherman "Walleye Guide") пишет, что по наблюдениям ученых, большинство хищников в среднем слышат диапазон от 20 до 1000 герц (судак - от 20 до 600, окунь и некоторые другие-до 2000 герц, а сом обладает сравнительно острым слухом - он слышит звуковые колебания частотой до 13000 герц благодаря специфическому строению внутреннего уха). Но кроме ушей у рыб есть еще боковая линия, которая не слышит в буквальном смысле, но чувствует звуковые волны низкой частоты (от 1 до 200 герц). Обратите внимание, что есть зона, где рыба и слышит, и чувствует колебания.

кастмастер приманка колеблющаяся блесна kastmaster АСМЕ звук цвет спиннинг джиг-спиннинг игра блесны цвет блесныВопрос, с какого расстояния рыба начинает реагировать на звуки, довольно сложен. Опять же это зависит от состояния окружающей среды и породы рыбы. Но в среднем все начинается с дистанции около 15 метров. Таким образом, если иметь в виду, что кристально чистая вода, насквозь просвечиваемая солнцем, - это довольно редкие условия, то ясно, что рыба сначала слышит и чувствует приманку, а уж потом видит. Однако, позвякивание крючков о тело приманки, жужжание лепестка и т. д., а также волны, создаваемые в воде движением приманки, на первом этапе мало отделимы от остальных шумов, ведь в водяной толще есть много объектов, которые тоже двигаются и вибрируют, поэтому сначала рыба, если можно так выразиться, спрашивает "где это?" и "что это?". По мере приближения приманки рыба начинает идентифицировать движущийся объект и свое к нему отношение - пока только на слух и ощущения, процесс зрительной идентификации включается как правило позднее. Утверждение, что хищник "кидается" на любой звук также неточно, как и мысль о том, что он, нападая, всегда ищет съедобную добычу. Мой опыт говорит, что довольно часто атака - это результат желания защитить свою территорию от чужих, но порой рыба не реагирует, как ее не провоцируй. Сверх загадки в этом нет. Тот же Стив Куин утверждает, что рыба помнит набор колебаний, характерных как для ее добычи, так и для ее привычных соперников и врагов. Поскольку люди и рыбы очень давно живут рядом, у рыбы в памяти хранятся и шумы, которые может создать присутствие человека, ее врага. Таким образом, изначально есть звуковые диапазоны, которые могут либо отпугнуть рыбу, либо спровоцировать на нападение, но очень многие вибрации хищник оставляет без внимания силу того, что в данной ситуации они ему не интересны или он их просто не слышит. Интрига в поведении рыбы есть всегда, но вам тем легче спланировать свои действия, включая выбор приманки, чем больше вы знаете о факторах, от которых зависит ее реакция. Например, изменения, связанные со сменой времени суток или сезона, влияют на весь уклад жизни подводного мира, и хищник привыкает к этим периодическим циклам, меняя свои приоритеты, а нам приходится подбирать новую приманку. Однако, пока мы рассуждали, приманка, за которой мы наблюдаем, уже приблизилась к рыбе на расстояние около 5 метров. Это тот усредненный рубеж, с которого в процесс идентификации включается зрение. Так же как и слух, спектр цветов, который видит рыба, зависит от породы, но контур способны воспринять все. Этот момент очень важен - если вы не спугнули рыбу раньше неудачной проводкой, то сейчас она уже способна распознать подделку, ведь используется и слух, и чувствительность, и зрение одновременно. Вывод, к которому подводят научные исследования и рыбацкий опыт, - лучше спровоцировать рыбу на атаку раньше, чем она сможет воспользоваться всеми видами чувств, то есть хотя бы немного до того, как она увидит приманку. Я понимаю, что это звучит настораживающе, - сколько времени мы проводим, выбирая цвет приманки! Но мало кто из нас знает, какие цвета в целом видит хищник, на которого мы нацелились, и что он видит в конкретных условиях освещения. Например, по исследованиям американцев, судак лучше видит "теплые" цвета оранжевого спектра, а "холодные", в частности, синий - хуже. Если учесть, что на определенной глубине и освещенности все цвета сливаются, то приходится признать, что огромное разнообразие предлагаемых раскрасок для нас, рыболовов, более существенно, чем для самой рыбы. Оговорюсь, что и сам иногда падок на оригинальные цвета, но после чтения специальной литературы все же стараюсь подходить к этому вопросу более практично.

Кстати говоря, и фирмы-производители, которые у меня вызывают уважение, тоже предпочитают функциональный подход к выбору цвета: например американская компания АСМЕ, та, которая изобрела и запатентовала Kastmaster, блесну, которую я, как вы увидите ниже, использую очень широко, предлагает цвета в зависимости от веса приманки, то есть потенциальной глубины, на которую блесна рассчитана. Чем больше вес, тем меньший спектр цветов: у самых тяжелых всего два - серебряный и серебряный с голубой полосой. В определенном смысле ограничение по цвету компенсируется другой возможностью воздействия на зрение рыбы - бликами. Для этого производители используют разные методы: заполированные (Kastmaster АСМЕ) или рифленые (FishHawk АСМЕ) металлические поверхности, специальное покрытие, имитирующее поблескивающую рыбью чешую (Slim Jim АСМЕ), у воблеров это может быть полупрозрачный корпус, преломляющий проходящий через него свет (Cultiva Owner), крупные яркие выпуклые глаза (MirrOlure) и т. д.

Очень известный профессиональный рыболов Дуг Стендж, мастер не только по летней, но и по зимней рыбалке на блесны, пишет, что "... блики - это очень хорошо, это может быть даже универсальнее, чем цвет, так как они заметны и в мутной воде, но все же специфика игры (то есть вибрация), которая призвана привлечь, удержать внимание рыбы и в большинстве случаев спровоцировать на атаку - это то, с чего нужно начинать выбор подходящей приманки ". Как видите, мнение ученых и рыболовов совпадает. И раз мы выяснили, что лучше начать провоцировать хищника на нападение еще до того, как он увидит приманку, есть смысл поговорить о вибрациях, которые рыба слышит раньше. Оптимальный спектр вибрации вашей приманки - это тот, которого хищник не испугается и который начнет выделять раньше - тогда и атаковать он начнет раньше. Таким образом, у вас будет больше времени до момента, когда хищник включит в процесс идентификации зрение. Из сказанного выше получается, что спектр колебаний должен попадать в ту зону, которую рыба и слышит, и чувствует. Еще в идеале надо учитывать, что частота колебаний различается в зависимости от того, движется ли приманка к рыбе или от рыбы (наглядный пример: вспомните, как меняется шум от поезда, когда он идет навстречу и когда удаляется от вас). Когда проектируется хорошая приманка, ее создатели думают именно в этом ключе. Есть целый ряд факторов, влияющих на вибрацию: как параметры самой приманки, так и стиль проводки, но они очень сильно взаимосвязаны. Данное утверждение можно ярко проиллюстрировать на примере колеблющихся блесен (КБ). По сравнению с вращающимися блеснами (ВБ) их конструкция выглядит просто. Но надо учитывать, что производителям легче создать видимость большого ассортимента для покупателя, если деталей, параметры которых можно варьировать, больше. Посмотрите, как много вращающихся блесен, особенно малоизвестных фирм, предлагается сейчас на нашем рынке по сравнению с колеблющимися, и вы увидите, что максимум, на что способно большинство компаний в отношении "колебалок" - копирование формы и умопомрачительные цвета, призванные потрясти воображение в основном рыболова, а не рыбы. Происходит это потому, что простота "колебалок" обманчива. На самом деле из-за того, что максимума возможностей приходится добиваться минимумом деталей, КБ - это результат довольно сложных расчетов.

Для поэтапного рассмотрения почему конкретная КБ работает именно так, а не иначе, уместно начать с материала. Высококлассные КБ делают из латуни. АСМЕ почти полвека делает всего дюжину видов колеблющихся блесен из этого материала. Мне думается, что именно такая узкая специализация и привела к выдающимся результатам. Латунь, как мне рассказал владелец АСМЕ Таскlе Со Арт Лавелль, подходит не всякая: в сплаве АСМЕ используется медь определенной марки, поэтому конечный материал имеет те характеристики (в том числе химический состав и удельный вес), которые наиболее точно подходят не только с технологической точки зрения (то есть для удобства производства и обработки нужного контура), но и с точки зрения создания необходимого спектра колебаний: он должен быть оптимальным с учетом выбранной формы блесны, а что такое "оптимальный спектр" мы уже рассмотрели выше. Поскольку репутация АСМЕ вне подозрений, стоит обратить внимание на это замечание и наконец понять, что имитации просто лишены смысла. Из чего только сейчас не пилят кастмастер - вплоть до обычного железа, которое на глазах начинает ржаветь! Чего стоят заводные кольца, нарезанные из пружин! Одно дело, если заниматься экспериментированием для собственного удовольствия, но совсем другое - упаковывать некие спилки с убогим оснащением еще и в сымитированные упаковки - я считаю это элементарным неуважением к нам, рыболовам.

 

 

 

1   2   3   

НА ФОРУМЕ
РЕКЛАМА
  
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
GONEfishing © 2005-2024
При использовании материалов активная ссылка на сайт www.gonefishing.ru обязательна.
Яндекс.Метрика          Яндекс цитирования
[Time: , MySQL: ]