Рвбак стоит по пояс в воде(Р) рыбу ловит. Подходит мужик(М) и правшивает:
М.: ну чо клюет?
Р.: тихо, тихо....
М.: ну чо клюет?
Р.: тихо... тихо
М.: ну что, клюет?
Р.: тихо, тихо... сом сосет!
(А. Глущенко - Спортивное рыболовство - №2 2004 г)
Спутниковые навигаторы бывают разные: попроще, относительно примитивные, и посложнее, обладающие немалым списком возможностей. У последних есть функция, вызывающая наибольшее количество вопросов и споров - это просмотр карт местности на экране прибора. Нужна она или нет? Однозначно ответить не возьмется никто, поэтому давайте сперва разберемся - что из себя представляют эти карты, какими они бывают и откуда берутся.
Карты спутниковых навигаторов - это некие цифровые файлы, в которых с помощью хитрых компьютерных технологий закодированы привычные для нас еще со школы бумажные листы с изображениями дорог, рек, озер, морей и городов с улицами и домами. Файлы эти могут быть векторными, в которых картографические объекты разнесены по разным изобразительным слоям (те же дороги - отдельно, дома - отдельно и т.п.), и тогда карту на экране можно сделать любого масштаба, не забивая плоскость экрана деталями, чересчур мелкими для данного масштаба. Так, например, на карте с масштабом 1:3 000 000 река Нева выглядит как голубая линия, а в масштабе 1:150 000 -уже можно оценить ширину русла (фото 1).
Как альтернатива векторным картам, существуют карты растровые. Там любой картографический объект представляется в виде набора пикселей (точек) и остается в оцифрованном виде неизменно.
Какое основное различие между вышеупомянутыми электронными картами? Растровые, в отличие от векторных, не могут быть загружены в память бытовых спутниковых навигационных приборов. Это - факт. При всей простоте и доступности (отсканировал бумажный лист с нужным районом, и ты - счастливый обладатель файла), потребительские возможности этих карт ограничены.
Во-первых их еще надо «привязать» к координатной сетке навигатора. Для этого существуют специальные программы (самая известная - Ozi Explorer), которые позволяют отсканированный лист перестроить (если найдутся хотя бы три точки с известными географическими координатами) таким образом, что все оставшиеся точки исходной карты выстроятся в соответствии с координатной сеткой. Но где же взять-то их, эти точки? Мне известно только, что на многих сайтах, посвященных туризму и рыбалке, добрые люди размещают файлы с картами, которые уже «привязаны» по каким-то точкам, известным, правда, только самим этим добрым людям.
Во-вторых, я уже говорил об этом, растровые карты нам не увидеть на экране любимого навигатора. На данном этапе действительность именно такова. Максимум, что мы можем ныне сделать, это создать в самом компьютере на фоне сосканированной карты какие-то опорные точки или целый маршрут, и занести их в память своего прибора. Для этого не обязательно иметь навигатор со специальной поддержкой картографических возможностей, достаточно и обычного аппарата базовой серии (фото 2).
Теперь подробнее остановимся на векторных картах. Каждый производитель спутниковых навигаторов или разрабатывает оригинальное картографическое обеспечение для своих приборов, или использует продукцию признанных лидеров в этой области. Есть, например, международный концерн С-Мар, на протяжении многих лет, занимающий лидирующие позиции в производстве морских карт. На использование картриджей с картами С-Мар NT+ рассчитаны навигаторы и чартплоттеры не только таких грандов, как INTER-PHASE, MAGELLAN, NAVMAN, RAYMARINE, но и многих других. Тут нет никаких сложностей: приобретается прибор, к нему подбирается картридж с нужным регионом - и вперед! Море - оно общее. С сухопутными картами сложнее. Американские разработчики (система GPS, как известно, создавалась и оплачивается гражданами США) своего отечественного пользователя снабдили всем, чем только могли. Карты физические, топографические, экологические, автомобильные и урбанистические для территорий США, вплоть до Аляски, есть. Существует даже карта с отмеченными местами наилучшего рыбного лова. GARMIN эти карты, например, выпускает на CD-дисках с хитрой системой кодов. За «рассекречивание» каждого региона необходимо заплатить некоторую сумму. Существуют также диски с картами городов и автодорог для территорий Канады, Австралии, ЮАР и некоторых европейских стран. Само собой разумеется, для нас, россиян, как «потенциальных противников», карт нет. Есть, правда, диск World Мар он показывает весь земной шар (без приполярных областей), но детальность этой карты оставляет желать лучшего. Даже Украина там «прописана» подробнее, чем европейская часть России, что уж говорить о Сибири.
На этих CD-дисках реализованы практически все преимущества векторных карт. Это и размещение графических объектов по слоям таким образом, что при увеличении масштаба появляются новые подробности на поле карты. Это и возможность сохранения данных о перемещениях и о пользовательских точках в программе. Это и «всплывающие» подсказки при наведении курсора на объект. Ну и - самое главное: карта со всеми созданными на ее фоне точками и маршрутами может быть загружена в любой GPS-приемник от GARMIN, начиная с еТгех Legend) (фото 3 ). У другого лидера в производстве спутниковых навигаторов - MAGELLAN -ситуация точно такая же. Но русских карт все равно нет.
Такое ужасное положение вещей не могло сохраняться долго. В России есть умы не хуже американских. Наши умельцы подобрали «ключики» к программам GARMIN и, использовав оцифрованные источники карт ИНГИД, создали (сомнительные, сточки зрения авторских прав GARMIN) продукты, которыми, тем не менее, можно пользоваться. В свободном хождении их пока не найти, но люди, занимающиеся серьезно распространением приборов спутниковой навигации, могут обеспечить подобную картографическую поддержку. В последнее время благодаря широкому распространению карманных компьютеров (так называемых КПК) типа Раlm или Cassiopea, наметилась тенденция к стиранию грани между пользователями векторных и растровых карт. Появились приставки к КПК («жакеты»), которые, выполняя функции спутникового навигатора, позволяют увидеть ваше местоположение на растровой карте. Таким образом, загрузив в память КПК файл с растровой картой нужного региона, вы получаете некое подобие картографического навигатора, достаточно портативное и имеющее все дополнительные прелести переносного компьютера. Но GARMIN и тут постарался «забить гвоздь в крышку гроба» всех своих конкурентов, создав модель iQue 3600, которая представляет собой помесь КПК на базе Palm и спутникового картографического навигатора. Аппарат массой всего 160 г. Воспринимает все векторные «гарминовские» (и местных умельцев) карты, имеет цветной жидкокристаллический экран, 32 Мб своей памяти плюс порт для флэш-карты, диктофон, МРЗ-проигрыватель, ИК-порт, литий-ионный встроенный аккумулятор (фото 4, 5).