Папа с сыном сидят на рыбалке. Ничего не клюет. Папа говорит сыну:
- Сынок, мама нам положила вкусные бутерброды с сыром, давай их сюда. Мы их съедим.
- Папа, а я их уже съел.
Сидят дальше. Не клюет.
Проходит часа два. Папа сыну:
- Сынок, мама нам положила вкусные пирожки, давай их сюда. Мы их съедим.
- Папа, а я их тоже уже съел.
Сидят дальше. Вечереет. Не клюет.
Папа сыну:
- Сынок, давай доедай и червяков и пойдем домой.
Хотя на загрязнение катушки и внешнее механическое воздействие ( удар при падении или транспортировке ) приходится всего лишь по 6 % поломок , и то и другое - главные враги рыболова . На фото 7 и 8 представлены последствия падения катушек с относительно небольшой , около метра , высоты . Этого вполне хватило лапке хорошей " безынерционки ", корпус которой выполнен из углепластика , - резкий удар о камень , и катушка вышла из игры . Стойка ролика лесоукладывателя была сломана при падении катушки в мягком чехле (!) со стола на пол кухни после возвращения с рыбалки . В данном случае " уголь " оказался не виноват , и в этом чест но признался владелец , за что и получил новехонькую стойку взамен " убитой ". Кстати , тут самое время обсудить материалы , из которых изготавливаются рыболовные катушки .
Наряду со сплавами алюминия и магния , для корпусов , роторов , шпуль и стоек ролика и дуги лесоукладывателя применяются пластмассы . Они не уступа ют по прочности металлическим сплавам , однородны по структуре , легко формуются и , что немаловажно , дешевы . Вероятно , это последнее делает катушки с пластиковым корпусом в глазах требовательных рыболовов чем - то вроде второго сорта . Это досадное заблуждение , и , как мне видится , оно исходит из того , что еще относительно недавно некоторые детали ( например , чашку ротора уже упомянутой Nixe de Luxe ) делали из нестойкого к старению полистирола и все его недостатки автоматически переносят и на " уголь ". Однако современные пластики чрезвычайно долговечны , и скорее " полетит " главная передача , чем сломается корпус , выполненный из них , если его , разумеется , не бить молотком . Я не припомню ни одного случая поломки корпуса или стойки таких " безынерционок ", как Stradic или Catana , а вот факты появления трещин в металлическом корпусе и даже полного отлома его от стойки (" ножки ") мне известны ( об одном таком казусе с дорогой катушкой когда - то даже писали в " РОГ " е ). Разумеется , при случае можно и бетонный столб сломать , но это не говорит о его непрочности . У корпуса из " угля " есть еще одно достоинство - он не реагирует на перепады температуры , тогда как коэффициент линейного расширения металлических сплавов довольно значителен , и при ловле в холодную погоду ( а зимний спиннинг стал зело популярен в России ) были отмечены случаи " подклинивания " катушек с корпусом из металла . К тому же " уголь " не так холодит руку при хвате . Однако вернемся к нашим врагам . Второй , и не менее опасный из них - песок . Падение катушки в песок происходит сплошь и рядом на водоеме в момент ее установки на удилище . Часто и ветер ( особенно где - нибудь на ериках Волги ) способен набросать на катушку столько песка , что пользоваться ею становится невозможно ( фото 9). Коль скоро песок попал в подшипники - пиши пропало , тем более если " шарики " не имеют закрытого сепаратора . Кстати , очень многие рыболовы , не желая отказываться от продолжения рыбалки после загрязнения катушки песком, без тени смущения начинают ее вновь эксплуатировать, медленно, но верно "убивая". И доля износа катушек от таких действий в общей массе поломок лежит в пределах 6-9 %, что вроде бы и не слишком много, но все же значительно.
Выводы
• Перевозить и хранить катушки лучше в жестком футляре. Если он просторен для катушки, уберите ее в матерчатый мешочек (фото 10).
• При перемещении по водоему на лодке наденьте тот же (или другой, мягкий, например) чехол на катушку. Молния с двумя замками на футляре легко позволяет сделать это (фото 11).
• Не разбирайте катушку на рыбалке. Если частичная разборка оказалась неизбежной (например, при смене шпули на другую), воспользуйтесь крышкой рыболовного ящика в качестве рабочего стола. Так шансов потерять отдельные детали (шпулю, гайку фрикционного тормоза, ручку) и загрязнить катушку гораздо меньше (фото 12).
• Приобретая катушку, поинтересуйтесь возможностями гарантийного обслуживания и приобретения запчастей. И то и другое никогда не будет лишним.
Нетипичные случаи
Как ни странно, но доля таких случаев не так уж и мала - 4-5 %. На фото 13 представлены последствия довольно длительного воздействия тонкой мягкой "плетенки" на пластмассовую фишку оси ролика лесоукладывателя. Как леска могла туда попасть - мне понятно, а вот как этого можно не заметить столь долго, что леска "пропилила" пластик - загадка. Причина того, что "плетенка" не легла в ручей ролика, проста: после навесного заброса, который дал большую дугу из лески (этому помог, очевидно, и ветер), дужку лесоукладывателя закрыли автоматически, провернув ручку катушки. Натяжение "плетенки" оказалось слишком слабым, и при подмотке она была захвачена первым попавшимся выступом, а именно пластиковой фишкой. При подмотке сопротивление плавно возрастало, леска натягивалась и "пилила" пластик. Разумеется, в этом случае ни фирма-изготовитель, ни торгующая организация не виноваты в невнимательности потребителя. Интересный пример использования несоответствующих смазочных материалов показан на фото 14.
Недорогая катушка с кулисным приводом штока шпули была смазана минеральным маслом, содержащим хромпик - ингибитор коррозии для сплавов железа. За время зимнего хранения шестерня из алюминиевого сплава покрылась объемными продуктами электролитической коррозии, а отдельные зубья просто растворились. Между прочим, неправильно подобранная смазка или выработка "родной" являются частой причиной несрабатывания обгонной муфты многих катушек (около 8 % по статисти ке ), особенно это заметно в конце сезона и при ловле зимой . Старая смазка густеет , ролики залипают и хода управляющего ими диска не хватает для того , чтобы они " закусили " втулку на оси ротора . Вспомните заднее колесо простого велосипеда - " по сухому " ролики тормозили колесо при обратном вращении педали , но работали на износ , а чуть переборщишь со смазкой , и можно было " улететь ".