Грузин решил пойти на охоту на уток. Пришел на базар сокола
выбирать, но русский Ваня ему вместо сокола кукушку подсунул. Приехал грузин на природу, спугнул
уток, выпускает "сокола". Ну, кукушка взлетела, села на дерево и сидит, кукует:
- Ку-ку.
Грузин:
- Как каку? Самую жирную!
Смазка , нанесенная на заводе на механизмы катушки , выдерживает примерно год в зависимости от интенсивности эксплуатации катушки . Поэтому своевременно позаботьтесь о профилактике и замене смазки . Настоятельно советую закапывать 1-2 капли жидкого масла ( оно обычно прилагается в комплекте , если же нет - его можно купить в рыболовном магазине ) в подшипник ролика лесоукладывателя после двух - трех рыбалок . Это лучше делать с помощью одноразового шприца с иглой , точно дозируя количество смазки . Очень хорошо , если вы привыкнете каждый раз после рыбалки очищать катушку от пыли и грязи . Для этого нужно обзавестись мягкой кистью , зубной щеткой с обрезанным наполовину высоты ворсом и желательно щеточкой
от туши для ресниц ( ее , естественно , нужно хорошенько помыть сначала ), чтобы подлезть в труднодоступные места на катушке то 15). При разборке катушки ( напомню : если она уже не на гарантии ) пользуйтесь только специальным , а не подручным инструментом ( фото 16). Простые отвертки для монтажа электрики не подходят для наших целей , ими легко " порвать " шлицы винтов , которые не всегда можно заменить .
Выводы
- Для снятия старой смазки можно использовать только чистый ( осветительный ) керосин или уайт - спирит . Не применяйте при этом ватные палочки - волокна ваты очень трудно удалить .
- Используйте для смазки только рекомендованные фирмой - изготовителем масла . В качестве жидкой смазки в крайнем случае возьмите масло для швейных машин .
- При разборке узлов , в которых имеются пружины , будьте внимательны . Соскочившую и улетевшую пружину найти очень трудно .
Зачем нужны тормоза?
Вы, наверное, замечали суровые рекламные щиты ГИБДД на дорогах: "Тормоза придумал трус?" Смысл их прост и призывает воврея одуматься и нажать на педаль тормоза. К этому же я призываю и при пользовании катушкой на рыбалке, поскольку фрикционный тормоз можно рассматривать как некую систему, защищающую не только весь механизм от перегрузки, но и рыболова от неприятностей. Например, на многих моделях катушек Shimano тарированная пружина фрикциона обеспечивает усилие срабатывания тор моза, которое составляет 3,5 кг - для мясорубок" размера 1000, 5 кг - для 2000 и 2500, 7 кг - для 3000 и 9 кг - для размера 4000. Но эти цифры рассчитаны только на статику, то есть когда механизм находится в состоянии покоя и ручку катушки не вращают. При этом шпуля с усилием проворачивается, сдавая леску под натяжением. Стоит несколько, примерно на 25-30 %, увеличить тягу, начав вращение ручки, и шестерни могут "полететь"! Схожие с Shimano данные приводятся и в прилагаемом руководстве для катушек серии Dia Aswell корейской фирмы Wonder , хотя мне они кажутся завышенными на 15-20 %. По существу, максимальное усилие срабатывания фрикционного тормоза, когда шпуля еще сдает леску при потяжке рыбы, а ручку не вращают, и есть показатель пресловутой прямой тяги катушки. Кстати, на многих рыболовных катушках при максимально затянутом фрикционе (это касается и "безынерционок", и "мультов") шпуля все еще может провернуться под большим усилием. Это совсем не означает, что такую катушку нужно браковать, просто фирма изготовитель позаботилась о долговечности своего изделия.
Выводы
• Не требуйте от катушки больше того, что она может дать.
• Наматывайте на катушку только такую леску, разрывная нагрузка которой не превышает усилие срабатывания ее фрикциона. В качестве отправного диаметра можно взять среднее его значение, обозначенное на катушке или ее шпуле.
• Затягивая "намертво" гайку фрикциона, вы рискуете вывести катушку из строя навечно. Вот, собственно, в основном и все, что нужно знать о катушках, чтобы они служили долго и безотказно. Отдельные нюансы обслуживания и ремонта катушек остались за пределами нашего обсуждения, но мы к ним еще вернемся. И помните, катушка любит смазку, заботу и ласку.