Разговаривают два приятеля охотника:
- Hедавно я был в Африке
и нашел эффективный способ охоты на тигров. Охотиться надо ночью? у тигров в темноте глаза светятся.
Остается прицелиться меж глаз и тигр наповал.
- И сколько ты их завалил?
- Hи одного. Они,
подлые, стали ходить парами, и каждый один глаз зажмуривал!
На одни и те же вещи разные люди смотрят разными глазами и называют их разными именами. Различие в восприятии и терминологии может быть обусловлено множеством причин, но далеко не в последнюю очередь оно определяется профессиональной принадлежностью. Я, как физик по мироощущению, образованию и пятнадцати годам работы по этой специальности, порою ловлю себя на том, что даже в разговоре на бытовые темы у меня вдруг проскакивают словечки, которые легче всего найти в книжках Ферми или Ландау. В общем и целом, это, наверное, неправильно - в обычной жизни лучше говорить на общепонятном языке. Однако здесь, на мой взгляд, возможны отдельные исключения — когда узкоспециальному термину трудно подобрать адекватный и понятный всем аналог, и потому я озаглавил данную статью именно так, а не иначе.
Почему квантовая?
Двое приятелей-рыболовов ждут третьего на выходе из метро, высматривая его среди выходящих из подземного перехода людей. Один вдруг замечает: "А толпа-то - "квантуется", почти как клев щуки на Истре в прошлое воскресенье..." В переводе на нормальный язык это означает вот что. Люди из метро выходят сериями: подошел поезд - выходит с полсотни пассажиров, потом минуты три-четыре - почти никого. Что-то похожее было и на последней рыбалке: то пару часов ни у кого - ни тычка, потом вдруг одна поклевка, вторая, третья... В общей сложности на всех десятка полтора контактов за 5-7 минут; затем - как обрезает, но спустя еще какое-то время следует новый вал поклевок - столь же стремительный, но скоротечный...
То, что поклевки хищной рыбы очень часто бывают неравномерно распределены по времени, с этим, наверное, согласятся все. Другое дело, что степень этой самой неравномерности бывает разной и о причинах иногда можно судить с уверенностью, но часто приходится лишь строить догадки. В любом случае тема эта заслуживает интереса, а "квантовая" теория клева - это специальный раздел нашей "рыболовной науки", в котором исследуется и анализируется это самое явление. Слово "квант" в абстрактном переводе означает некое компактное образование чего-либо во времени на фоне общей рассредоточенности. В роли этого "чего-либо" могут выступать и поклевки в ловле рыбы спиннингом. Для меня основой "квантовой" теории во многом послужил мой рыболовный дневник, который сейчас состоит уже из трех толстых тетрадей и содержит информацию о примерно двух тысячах выездов на рыбалку. В числе прочего я старался фиксировать в дневнике и моменты времени, на которые приходились поклевки, - буквально все, с точностью до минут, если их было немного, и основные временные пики, если поклевок за день было более десятка. Понятно, что анализировать весь этот огромный объем информации следует, не сваливая все в кучу, а разделив на несколько групп - по видовой принадлежности рыбы, характерным особенностям водоема, погодным явлениям и т. д. При таком подходе довольно часто удается проследить закономерности, в соответствии с которыми в какие-то моменты времени поклевок бывает гораздо больше, чем в среднем, и дать рекомендации, как лучше действовать, чтобы почаще попадать именно на такие моменты, а не наоборот.
Первопричин, или, если точнее, сопутствующих внешних проявлений тех факторов, которые вызывают резкую активизацию клева, очень много, и все они принципиально разные. Я попытался проанализировать хотя бы некоторые из них и далее хотел бы предложить этот анализ вашему вниманию.
Непредсказуемые аквариумные бассы
Начать я бы хотел с истории, которая, с одной стороны, резко отличается от того, о чем речь пойдет далее, с другой - в реальной рыболовной практике что-то подобное происходит очень часто. И наша "квантовая" теория может лишь констатировать развитие событий, но не объяснить его.
Дело было не на рыбалке, а на выставке ICAST. О некоторых новинках этого крупнейшего рыболовного шоу вы могли узнать из октябрьского номера журнала. Теперь давайте уделим внимание несколько необычному элементу экспозиции, который периодически собирал по несколько десятков посетителей. Чуть в стороне от основных стендов выставки располагался аквариум длиной порядка 15 м и глубиной метра два, в котором плавало с полсотни рыб. Не надо быть особо прозорливым, чтобы сразу догадаться: то были не вуалехвосты и даже не караси с карпами, а бассы - те рыбы, на ловле которых держится значительная часть американской рыболовной индустрии. И плавали они в стеклянной клетке не для красоты...
Рядом с аквариумом было вывешено расписание, и в отведенные часы кто-то из профессиональных охотников за бассом (Билли Дэне и др.) устраивал показательное тестирование приманок. Крючки с воблеров и блесен или снимали вообще, или заменяли "бутафорскими" - так что рыба не травмировалась. Показ длился 15-20 минут, и за это время шоу-мен успевал сделать около полусотни забросов, сопровождая свои действия комментариями, которые состояли в основном из сленговых словечек и выражений, поэтому что-то разобрать удавалось с трудом. Впрочем, происходящее в аквариуме было в основном понятно и безо всякого словесного сопровождения. Что самое удивительное - бассы клевали, и не только в первый день в первой серии испытаний, но в последующие дни выставки, когда их, казалось бы, совсем "забомбили". И все же самым примечательным оказалось другое. Главной целью организаторов было представление приманок, в основном воблеров-крэнков, но если не вдаваться в тонкости, то рыба клевала на все, однако очень неравномерно по времени. Вот как это происходило. К заранее объявленному часу зрители собирались перед аквариумом, а шоу-мен занимал позицию на небольшом постаменте рядом с ним. После короткой вступительной речи, в которой говорилось о достоинствах представляемой приманки, рыболов переходил к делу. Один заброс, второй, третий... Ход приманки и реакция на нее бассов - все это было видно так же четко, как в рекламных роликах. Но я не помню случая, чтобы поклевка последовала на первой же или второй проводке, хотя всего просмотрел пять или шесть серий таких демонстраций. Ведь по общей логике и опыту, именно в самом начале следовало ожидать реакции рыбы на приманку.
Больше удивляло то, что человека со снастью в руках такой ход событий ничуть не смущал, он как будто был уверен в позитивном результате. И в самом деле, иногда с десятого заброса, иногда с двадцать пятого бассы вдруг начинали замечать воблер. Это выражалось по-разному: и в "злых" поклевках, когда приманка полностью исчезала в рыбьем рту, и в ненавязчивой игре в "догонялки", когда басе проходил за воблером какое-то расстояние, но так и не решался на финальную атаку.