Один рыбак делится опытом с другим, как избавиться от комаров во время рыбалки: - Хорошенько натритесь добрым вином и затем посыпьте себя мелким песком. Комары сядут, напьются вина и начнут бросать камни друг в друга.
Выбор катушки среднего ценового диапазона. Лучшие модели Daiwa, Shimano, Ryobi. Как сделать выбрать катушку для спиннинга
В ценовой диапазон от 2 до 5 тысяч рублей попадают наиболее востребованные модели, имеющие высокие рабочие качества, те катушки, которые рыболовы часто называют "рабочими лошадками".
В этот ценовой диапазон попадают изделия практически всех известных фирм-производителей: японских - Daiwa, Shimano, Ryobi, корейских - Banax, Wonder, французкая Mitchell, наиболее дорогие варианты шведской катушки Cardinal и многие другие. Сюда же попадают и чисто китайские модели типа Tica, знаменитые большим количеством установленных подшипников, но о них отдельный разговор.
Надо учитывать, что некоторые модели ценой свыше 2000 рублей являются дорогими вариантами более дешевых моделей. В них зачастую используются механизмы от предыдущих моделей, а вся разница заключается в добавлении нескольких подшипников. С одной стороны, дополнительные подшипники - это, безусловно, плюс: более мягкий ход, повышенная чувствительность. Но стоят ли эти удобства дополнительных 300-500 рублей? Эти нюансы четко прослеживаются в продукции таких фирм как Abu Garcia и Banax.
Если говорить в целом о катушках этой категории, то они, как правило, имеют все необходимые атрибуты: мгновенный стопор обратного хода, в ролике лесоукладывателя устанавливается подшипник, сам ролик оснащается системой "twist buster", снижающей закручивание лески. Шпули на катушках обязательно имеют хорошо отполированный твердый бортик.
Количество подшипников в моделях может заметно различаться. Как правило, в изделиях известных фирм их устанавливается не более 4, максимум - 6. Например, в известной модели Shimano Stradic стоит 4 шарикоподшипника, плюс один ролик, в популярной модели Daiwa Regal-Z - всего 4 подшипника. Этого количества вполне достаточно для надежной работы катушки в течение длительного времени. Зато у китайских катушек приблизительно такой же цены число подшипников может превышать 10. К примеру, в модели TR-S (Silver) фирмы Tica стоит 14 шарикоподшипников и один ролик.
С одной стороны, приятно купить за те же деньги катушку, в которой "шаров" в три раза больше, но рассчитывать на то, что она будет работать в три раза лучше, однозначно не стоит. Скорей всего, она будет работать хуже, чем модели Shimano или Daiwa. Дело в том, что очень часто, разобрав подобную катушку, можно столкнуться с тем, что на самом деле шарикоподшипников намного меньше, просто вместо них в механизме стоят обычные втулки. Причем, фирму нельзя обвинить в прямом обмане. Эта парадоксальная ситуация объясняется просто: строго говоря, обычная втулка тоже является подшипником, но не качения, как шарикоподшипник или роликовый подшипник, а скольжения. Этим простым рекламным ходом достаточно часто пользуются китайские фирмы, стремясь завоевать свое место на рынке.
Количество подшипников в катушке - хотя немаловажный, но далеко не единственный фактор, влияющий на качество работы катушки. Не менее важно качество материалов используемых при изготовлении катушки и, прежде всего, ее корпуса. Большинство катушек стоимостью до 5000 рублей имеют пластиковый, а точнее, графитовый корпус. Как правило, он изготовляется методом литья под давлением с последующей обработкой. Выбирая между катушками с графитовым или металлическим корпусом, надо иметь в виду, что и у той и у другой есть свои достоинства и недостатки. Главное достоинство графитовых - относительная легкость, а это очень важно при активной ловле, скажем, на спиннинг. У более тяжелых металлических, - преимущество в прочности и долговечности. Наиболее уязвимыми местами в катушке являются посадочные места под подшипники. При их выработке весь механизм быстро выходит из строя. Понятно, что этот процесс в металлическом корпусе будет проходить значительно дольше.
Не менее важное значение имеет материал, из которого изготовляются детали передаточного механизма, и технология его обработки. В наиболее дешевых катушках (о них речь шла в прошлом номере газеты), большинство деталей изготавливается из дешевого силумина методом обычной штамповки. В более дорогих, о которых сейчас идет речь, фактически все детали проходят дополнительную механическую обработку.
На большинстве катушек используется червячная передача, детали для которой делаются из стали и бронзы. При этом в большинстве моделей ведущее зубчатое колесо изготовляется из стали, а червяк - из бронзы. Такое сочетание позволяет сделать ход катушки достаточно мягким, сохранив при этом высокую надежность.
Высокий уровень обработки деталей и применение в механизме специальных пластмасс предъявляет повышенные требования к используемой смазке. Если в дешевых катушках можно использовать любые смазки, вплоть до солидола, то в более качественных, этого лучше не делать, а использовать только смазки, рекомендованные фирмой-изготовителем. В противном случае можно полностью испортить механизм.
В этой связи стоит отметить, что для смазки катушек фирмы Ryobi применяется специальная щелочная смазка, которую можно использовать только для изделий этой фирмы. Ее применение для смазки катушек других фирм приводит к быстрому разъеданию их механизма. Такой необычный подход к смазке связан с тем, что катушки этой фирмы изначально разрабатывались для ловли в соленой воде и имели, соответственно, повышенную устойчивость к коррозии.
Кроме материалов, на качество работы катушки влияет и размер зубьев передачи. Здесь существует несколько различных подходов. Фактически на всех катушках фирмы Shimano применяется главная передача с мелким размером зубьев, а у катушек Daiwa - с крупным.