Hа pыбалке. Уже выпили, закyсили, pазговоp о бабах завели.
-
Эх, я однy телкy вчеpа подцепил, - хвастается молодой, - ноги пpямо из yшей pастyт! А yж
гоpячая-я-я!..
- Это что, - не yдивляется pыбак стаpый, - вот я на пpошлой неделе pyсалочкy
поймал, так y нее хвост от самых жабp начинался. Заливное полyчилось - объедение!
Принцип действия GPS-навигаторов. Основные функции GPS-навигаторов
В предыдущей статье мы разобрали работу спутникового навигатора с «точки зрения» спутников, а в этой рассмотрим, как GPS-приемник «общается» с пользователем. Описание основных функций навигатора и способов представления информации будем показывать на примере навигатора Garmin Etrex Vista. Дело в том, что на российском рынке представлены, в основном, навигаторы производства Garmin и Magellan. Способы управления и отображения информации (т.е. пользовательский интерфейс) у Гармина и Магеллана очень похожи, и каждый, разобравшись с какой-то одной моделью, легко сможет перейти на другую.
В статье будут рассмотрены общие принципы работы с навигаторами, а модель Vista выбрана, как одна из самых функциональных и популярных среди российских пользователей.
Прежде, чем мы начнем рассматривать различные режимы работы навигаторов, необходимо определиться с терминологией. В переводах описаний к навигаторам встречается разная терминология, но мы будем придерживаться общеизвестной.
Путевая точка (Waypoint) – точка со своим номером или названием, занесенная вами в память навигатора и хранящаяся там до того, пока вы ее принудительно не сотрете. Обычно в памяти современного навигатора можно хранить 250 - 500 путевых точек.
Путевую точку можно запомнить, непосредственно находясь на конкретном месте. Например, можно отметить место оставленной машины, палатку, найденные в водоеме с помощью эхолота яму, банку, свал и т.д.
Путевую точку можно экстраполировать, т.е. нанести на карту и отметить, как представляющую для нас какой-либо интерес. Этот случай хорошо использовать для определения расстояний и направлений до тех точек, в которых мы еще не были, но куда стремимся попасть. Данный режим в полной мере можно использовать только в тех навигаторах, в которых имеется возможность загрузки карт местности (здесь не рассматривается случай, когда у вас есть обычная «бумажная» карта с топографической сеткой). Пример работы в этом режиме рассмотрим в следующей статье. Там же, для пользователей самых простых навигаторов, покажем, как «привязать» точку, заданную навигатором, к обычной карте.
Ну и, наконец, путевую точку можно поставить, просто вводя ее географические координаты, т.е. широту и долготу. Этот режим наиболее часто используется во всевозможных соревнованиях типа спортивного ориентирования, которые проводятся с использованием спутникового навигатора.
Движение к выбранной путевой точке - это основной режим использования навигатора. Любой, даже самый простой и дешевый навигатор, способен предоставить вам возможность работать в этом режиме.
Путь (Track) - траектория вашего движения, тоже состоящая из точек, но ненумерованных и запоминаемых навигатором автоматически в то время, когда он включен, и когда сила сигналов от спутников достаточна для определения местоположения. В более простых моделях эти точки ставятся навигатором через постоянный промежуток времени (обычно через 1 секунду). Более совершенные модели позволяют программировать режим установки точек пути через выбранный вами промежуток времени или какое-либо пройденное расстояние (допустим, через каждые 10 метров).
Вообще, режим установки точек пути через выбранное расстояние более удобен сточки зрения экономии памяти прибора. Дело в том, что под точки пути отводится вполне определенное место в памяти прибора. В простых моделях - это 1500-2000 точек, в более современных - 10000 и более. По мере заполнения памяти, отведенной подточки пути, координаты новых точек записываются на место старых, и информация о более ранних точках безвозвратно теряется.
При включении режима Инверсия пути (Track Back) можно очень точно пройти свой путь в обратном направлении. Этот режим иногда бывает очень полезен, например, когда нужно пройти в темноте по фарватеру.
Маршрут (Route) - серия связанных между собой путевых точек. Этот режим движения используется для перемещения от точки к точке. Основных способов использования этого режима движения - два. Первый, это передвижение по дорогам от перекрестка к перекрестку. Второй, преобразование режима Путь в режим Маршрут. Дело в том, что хранить траекторию вашего передвижения в режиме Путь не выгодно с точки зрения экономии памяти навигатора. Поэтому очень часто бывает разумно преобразовать Путь в Маршрут, расставив в характерных местах Путевые точки уже после окончания движения, и внести его в память под своим именем.
Так как навигатор предназначен для работы в разных режимах, вывод информации на дисплей организован в виде так называемых экранов или Страниц (Page).
Основных страниц (Main Page Basics) в навигаторе Vista всего шесть: Спутники, Карта, Навигация, Высотомер, Путевой компьютер и Главное меню. Обычно у всех моделей навигаторов имеется кнопка Page для переключения между основными страницами. Выбрав одну из Основных страниц, можно вызвать страницы нижних уровней, предназначенные для отображения информации в ином виде или для настройки основной страницы. Благодаря такой простой и логичной организации представления данных, разобраться в работе любой модели навигатора можно легко и быстро.
СТРАНИЦА «СПУТНИКИ» («SATELLITTE»)
Отсутствует только у самых примитивных навигаторов, предназначенных для детей и домохозяек. Очень важная страница.
Позволяет в условиях затенения (если вы находитесь в городе, в горах или в густом лесу) правильно сориентироваться и выбрать нужную позицию для улучшения приема. Показывает расположение спутников на небе в данный момент, силу сигнала от каждого, текущие координаты и точность их определения.