Б.М. Остановимся особо на типе блока ролика лесоукладывателя. Практически все современные катушки имеют конусный блок ролика - это хорошо, особенно, когда сделано качественно. Во всяком случае, застревания лески в точке перехода «дужка-ролик» не происходит.
П.А. Какие только ролики сейчас не ставят на рыболовные катушки! Масса вариаций по размерам, формам, ну и, конечно, по названиям. И каждая фирма заявляет, что их ролик - лучший! Как выбрать из такого многообразия? Что делать? Ничего, абсолютно серьезно могу заявить, что это не так важно.
Заявления, что ролик не перекручивает леску - абсурд, перекручивают все! Намного важнее - плавный переход с дужки лесоукладывателя к ролику. Без «заусенцев» и резких перегибов, пазов. Многие, даже очень дорогие модели, грешат этим. Дело в том, что мягкий, плетеный, в особенности, тонкий шнур может просто не попасть на ролик, задержавшись на одном из выступов. Если вы заметили - хорошо, но невозможно после каждого заброса поправлять леску руками. Если не заметили - плетенка протрет на этом месте канавку, что только усугубит положение.
Ф.М. Посмотрим на ролик лесоукладывателя. Это важная деталь, по которой наматывается леска. Основные формы ролика - универсальная и для ловли с плетеным шнуром. Ролик должен вращаться даже от легкого прикосновения, иначе леска его перетрет. Для лучшего вращения внутри ролика часто устанавливают шарикоподшипник.
На некоторых катушках возможны случаи, когда леска (чаще шнур) не попадает на ролик и начинает прорезать дужку. К сожалению, в магазине это проверить невозможно. Если после первой рыбалки вы это заметили - незамедлительно сдайте катушку обратно в магазин!
5. Ровность намотки
П.А. Профиль намотанной лески на шпулю должен быть максимально ровный, без бугров и провалов. Иначе придется наматывать лески, оставляя до борта шпили от 1 мм и более, а на дальних дистанциях это немного укоротит заброс.
Сейчас в укладке лески используют совершенно разные системы: так называемые «бесконечные винты», кривошипно-шатунные механизмы, а у Rioby - RFO и т.д. С точки зрения ровности намотки, не так важно, какая именно стоит на вашей катушке. Все же наиболее гарантированный способ - это доверять только самому себе, намотав леску на шпулю и визуально оценив качество намотки.
С.О. Очень важный параметр, особенно при ловле самыми тонкими лесками и шнурами. Леска должна ложиться на шпулю ровно, без провалов и бугров!
Неровная намотка укорачивает заброс, причем иногда значительно. Это приводит к образованию петель: Вы рискуете запутать леску в большой клубок, испортив себе рыбалку. Такая проблема встречается иногда и у дорогих катушек. Определить это можно уже в магазине. Принесите с собой какую-нибудь старую леску и попросите продавца помочь Вам намотать её на катушку, сразу все станет понятно.
Хорошо, если в катушке установлен «бесконечный винт» или другая система намотки, при которой леска ложится не виток к витку, а под углом –так называемая перекрестная намотка. Такая намотка препятствует проваливанию верхних витков под нижние, при ловле на попперы и другие приманки, требующие резкой рывковой проводки.
Б.М. Наличие «бесконечного винта» (червяка) или «планетарная» система (S-образный паз). Для меня никакой разницы нет. Все мои катушки последних лет мотали ровно и никаких проблем со сбросом петель не наблюдалось. Вернее, петли образуются неизбежно при неравномерной проводке, но образуются они на любых катушках.
6. ВЕС КАТУШКИ
П.А. Этот параметр обсуждался еще в первом разделе. Суть проста: чем легче катушка, тем она чувствительнее. Нежелательно использование пластиковых шестеренок - это «притупляет» катушку. Намного лучше шестеренки из различных сплавов, например, из всем известного сплава на основе алюминия - MGS.
Ф.М. Довольно спорный показатель. Конечно, большинству хочется, чтобы катушка была легкой, но нужно ли это? Во-первых, все, что находится внутри катушки, должно быть металлическим (шестеренки, к примеру). Все что может облегчить катушку - это корпус и шпуля.
Как я уже говорил ранее, для заброса лучше, чтобы шпуля была металлическая, значит, вес катушки можно уменьшить только за счет веса корпуса. Пластмассовый корпус, очевидно, легче. Но мне, к примеру, больше нравится металлический, просто из-за внешнего вида.
Б.М. Часто приходится слышать вопросы по материалу корпуса катушки - «металл или пластик». Это вопрос не принципиальный. Металл, хотя и имеет большую прочность, но особо на работе катушки не сказывается. А вот вес катушки сразу возрастает.