Ранне утро. Едет мужик на pыбалк.
Вдpуг из кустов с мигалками выезжают ГИБДД и останавливают его.
ГИБДД: - Документики.
Мужик даёт пpава и техпаспорт.
ГИБДД: - Hоpмальные люди в такое вpемя дома спят, а вы едете куда-то...
Мужик: - Hу и я вот думаю, ноpмальные дома, а вы по кустам пpячетесь...
На рисунке изображено простое устройство, помогающее с достаточной точностью определять угол вращения лепестка. Узко вращающиеся приманки более предпочтительны в условиях прозрачной воды, т.к. оптическое воздействие будет дополнительным раздражителем. Если вода недостаточно прозрачна, то лучше применить небольшую, но широко вращающуюся вертушку с грузом-головкой превышающей вес узко вращающейся блесны.
Важное уточнение - лепесток на приманке с грузом головкой должен быть несколько тоньше, чем на заднеогруженной блесне. Это позволит ему вращаться так же быстро, как и узко идущему лепестку. В том случае, если рыба не столь активна, как мы предполагали, то можно перейти на приманки с углами вращения лепестка, близкими к 45°. Это замечание относится к заднеогруженным приманкам. Если речь идет о широко идущей блесне с грузом-головкой, то достаточно выбрать более спокойный темп проводки и груз меньшего веса.
В том случае, если уменьшающаяся надежда на успех вынудит нас к применению широко вращающихся приманок с грузом в задней части, то альтернативой им может стать ещё большее снижение веса груза-головки, но углы вращения при этом будут уже почти одинаковы. Значит, мы потеряли преимущества узко вращающихся приманок, связанные с воздействием на органы зрения рыбы, что имеет немалое значение при высокой прозрачности воды. Переходить на приманки с грузом головкой и узко играющим лепестком нет смысла. Такие вертушки неустойчиво работают из-за того, что за грузом-головкой возникают нежелательные завихрения водного потока. Следовательно, нам нужна заднеогруженная приманка с небольшим углом отклонения, чтобы сохранить оптические свойства и сделать возможной медленную проводку, что будет подразумевать стабильное вращение с меньшим числом оборотов вокруг оси. Вот здесь нам могут пригодиться знания, доставшиеся нам от авиаторов.
Помните, мы говорили о том, что лепесток блесны похож на винт вертолёта? Помимо вертолёта, есть очень интересные летательные аппараты, носящие название автожир. У этих аппаратов винт, как у вертолёта, но вращается он не двигателем, а другим винтом, толкающим или тянущим, приводимый во вращение двигателем. Возможны ли такие режимы работы в нашем случае? Может ли заднеогруженная блесна работать в режиме авторотации? Да, может. При этом она может двигаться не только по направлению к рыболову, подматывающему леску, но и опускаться в придонные слои на леске, слегка натянутой, даже без вращения ротора катушки. Какие условия для этого необходимо выполнить? Прежде всего, у такой приманки для увеличения инерционности центробежная сила должна оказывать существенное воздействие на лепесток. Это значит, что для создания такой блесны потребуется лепесток несколько толще (для увеличения массы), чем мы привыкли видеть на большинстве зарубежных моделей. В крайнем случае, можно воспользоваться лепестками, снятыми с блёсен, рекомендованных для лова в быстрых водах предгорных рек. Но такой вариант будет только компромиссом.
Для получения более значимого результата лепесток лучше изготавливать самому. Это даст нам возможность, применяя опыт, накопленный людьми в других отраслях знаний, изготовить лепесток, имеющий профиль, более тонкий к хвостовой части блесны, и тем самым обеспечить более предпочтительный режим вращения. Это легко понять, сравнивая скорость, с которой разные участки лепестка рассекают водную толщу. Не вызывает сомнений, что ближе к хвостовой части лепестка скорость обтекания лепестка водным потоком возрастает и именно это нам и нужно.
Помимо этих требований необходимо сбалансировать вращение этой примаки. Можно устанавливать второй лепесток или груз-противовес через S-образный хомут.
Более простым мне видится решение уравновесить лепесток грузом на оси, установленный под лепестком. Особенно правильным такое решение станет, учитывая, что при завышенном весе лепестка биения оси приманки появятся уже на углах вращения, близких к 45°. Но угол должен быть выбран больше, чем 45°, а центр тяжести несколько отнесен к задней части, туда, где находится место крепления тройного крючка. А чтобы не потерять в оптической привлекательности, лепесток будем прижимать, но не изменением геометрии лепестка ( его обводов и почти плоского продольного и поперечного профиля), а установкой соответствующих деталей, расположенных как можно ближе к месту крепления-вращения этого лепестка. Имеется в виду конус-отражатель своеобразной формы.
Изделие, работающее в таком режиме, позволяет получить высокостабильную игру на очень малых скоростях проводки с сохранением оптических характеристик. При этом лобовое сопротивление приманки остаётся как узко вращающихся заднеогруженных блёсен. Это позволяет разгрузить катушку даже на высоких скоростях проводки. Сейчас мы ведём речь только о приманках, работающих в тех водоёмах, где нет течений, но и там, где течение будет бурным, такая схема работы окажется на удивление жизнеспособной. Невысокие скорости вращения - это качество присущее такой схеме. При этом необходимо помнить - скорость вращения лепестка будет оставаться почти постоянной, сколько бы вы ни увеличивали скорость проводки блесны (в разумных пределах).
(материал публикуется с разрешения редакции журнала "Рыбацкое подворье")