Бредет мужик (М) по лесу. Кругом елки, сосны - все как полагается. Идет он себе, значит, и видит - озеро невдалеке. Подошел к нему поближе, смотрит - рыбка золотая (Р) в нем плескается, о плохом не думает. Вобщем, изъял он ее из озера, и говорит: М: - Слушай, рыбка, выполни мои 3 желания. Р: - Hе, мужик... Время сейчас тяжелое, так что давай только одно. М: - Одно? Hу ладно... Сделай так, чтобы в Чечне войны не было. Р: - Ты сдурел, мужик! Я тут себе в лесу плаваю, откуда я знаю, где там твоя Чечня находится. Давай, передумывай! М: - Hу тогда сделай мою жену красавицей. Р: - Хорошо, только мне бы как-то на нее посмотреть... М: - Вот фотография, на, посмотри! Смотрит рыбка, смотрит, смотрит-смотрит... Почесала хвостом голову и говорит: Р: - Так где там, мужик, твоя Чечня находится?..
Летом, пытаясь спровоцировать на поклёвку крупную форель, мы склонны предъявлять значительные требования к приманкам, осенью всё обстоит значительно проще. Былая привередливость в отношении предлагаемых ей «деликатесов» у готовящейся к нересту рыбы заметно снижается, уступая место рефлексивному желанию атаковать любой неравномерно движущийся объект. С учётом этого, мелкими нюансами, касающимися экстерьера воблера или блесны, при случае, можно и пренебречь, если в наличии есть что-то похожее с подходящими рабочими характеристиками.
Моими любимыми форелевыми приманками на протяжении большей части календарного года неизменно остаются вращающиеся блёсны. Помимо уловистости и универсальности «вертушек» немалую роль в привлекательности их использования играет возможность относиться к ним, как к расходному материалу, когда этого требуют обстоятельства. Если возникает риск потерять дорогую блесну на зацепе, а лезть в воду даже в вейдерсах небезопасно или просто лень, я перехожу на дешёвое польское «железо», конечно, если твёрдо уверен, что такая замена не отразится на клёве рыбы.
Мой осенний модельный ряд «вертушек» ограничивается блёснами первого, второго и третьего номеров, на которые я ловлю в зависимости от ситуации. К примеру, «тройка» с лепест-ком типа «аглия»-отличная блесна для облавливания мест с замедленным течением и умеренной глубиной методом «апстрим», (т.е. в направлении по потоку). В первую очередь, сюда стоит отнести разливы, образующиеся под плотинами и любыми значительными препятствиями, перегораживающими русло реки. «Единички» и «двойки», напротив, идут в ход при ловле на перекатах, когда более крупные и тяжёлые «железки» начинают скрести тройниками по дну.
В общем и целом, свои предпочтения я давно отдал блёснам от фирм Меппс и Блю Фокс, хотя мне доводилось успешно ловить кумжу и на нечто похожее от польских или азиатских производителей. На самом деле, не так уж и важно: будет ли блесна фирменной и где её соберут, главное, чтобы она быстро «заводилась» и «держала» струю. Ну, а поскольку на различных участках речного русла сила течения и глубина могут заметно меняться, желательно, чтобы в вашей коробочке для приманок лежал набор блёсен существенно различающихся по массе сердечника и геометрии лепестка.
А вот на «колебалки» я и по сей день ловлю от случая к случаю. Безусловно, на всевозможные "Krocodile" или "Toby" форель реагирует очень даже неплохо, однако, применительно к рыбалке на «переплюйках» каких-то особых преимуществ перед остальными приманками они не имеют. В отличие от той специфической обстановки, в которую мы попадаем на полноводных реках, типа Бурной, ловля на лесном ручье вряд ли может создать перед нами сложную ситуацию, сопряжённую с трудностями подачи приманки в ту или иную точку. Практически любую яму или перекат можно «просканировать» правильно подобранным воблером, который для многих форелистов на все случаи жизни остаётся приманкой номер один.
Среди рабочих достоинств воблера особенно интересна его способность играть на струе за счёт одной лишь силы течения, в том числе и во время затяжных пауз в проводке. Бывает, что при ловле на перекатах, проводку той же вертушки контролировать легче, однако, если пространства чистой воды для её «раскрутки» оказывается недостаточно, разнообразные модели воблеров средних и мелких размеров сразу выходят на первый план. В связи с этим хочется отметить по-настоящему «убойные» мини-составнички, выходящие из рук одного питерского умельца, Константина Прохорова, распространением которых когда-то занималась фирма «Вуокса».
Несмотря на то, что эти по-своему уникальные «малыши» прекрасно работают и в плавающем, и в тонущем варианте, наиболее интересной и практичной мне показалась тонущая модель. За счёт дополнительного свинцового грузика, впаянного в головную часть воблера, его чрезвычайно активная игра в струе становится более устойчивой, а заброс с ним получается на редкость дальним и точным.
Впрочем, воблеры небольших размеров я в это время «гоняю» лишь на мелководье, а в остальном их использование остаётся для меня данью любимому ультралайту. При удачном раскладе воблер пяти сантиметров в длину будет маловат, поэтому не стесняйтесь ставить приманку покрупней. Восьмисантиметровый Invisibl от Нильс Мастера,Team Esko или что-нибудь подобное. Семисантиметровый Jointed от той же Рапалы будет самое то. В общем и целом, можно сказать, что ответ на вопрос: «На что лучше ловить?» в каждом отдельно взятом случае устанавливается экспериментально.
НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА КРЮЧКАХ
Выше я уже упоминал о том, что выезды за кумжей на малые речки Ленинградской области в наше время сродни лотерее, выигрыш нередко означает единственную поклёвку крупной форели за весь день. Важной ступенькой к её успешной реализации является качество тройников, которыми оснащена приманка.
Не забывая о том, что жала крючков хорошего тройника должны быть острыми изначально, проверять их состояние следует как можно чаще, так как при ловле, чреватой частыми соприкосновениями приманки с дном, они быстро вырабатывают свой ресурс. Как это ни неприятно, но чем крючки острее, тем быстрее они тупятся. Какие-то тройники «умирают» быстро, (к примеру, так происходит с облегчёнными крючками фирмы Овнер сделанными из тонкой проволоки), какие-то помедленнее, (тот же Овнер, но с трёхгранным острием по форме, напоминающей лезвие самурайского меча). Типична ситуация, когда при очередном внимательном осмотре тройника оказывается, что кончик острия одного из его крючков загнут во внешнюю сторону. Крайне редко удаётся выпрямить его на твёрдой поверхности (обычно, я провожу эту процедуру на лезвии своего ножа), гораздо чаще тройник путём нехитрой операции с пассатижами превращается в двойник и откладывается до лучших времён. Ну, а ловить на заведомо тупые, низкого качества тройники, как поступают из экономических соображений некоторые спиннингисты на той же «Бурке», в нашем случае уж точно не стоит.