В Тбилиси на площади сидит грузин на ящике и ловит рыбу зимней
удочкой.
Подходит другой и спрашивает
- Что делаешь?
- Рыбу ловлю!
- Как? Расскажи!
- Э-э дорогой, кто так спрашивает? Купи вина, мяса, сядем покушаем, поговорим!
Тот быстро
сносился, принес вина, зелени, шашлык. Сели, покушали, за знакомство выпили, за родителей, знакомых
выпили.
- Ну расскажи!
- Ну вот так и ловлю, ты сегодня четвертый!
Уважаемые читатели! Многие из вас, кто в рыбалке уже не новичок и кому уже не так интересно читать «КАК?», ищут на страницах журналов ответ на вопрос «ГДЕ?». Пожалуйста. Конечно, я не буду давать точные координаты порогов с форелью или названий озер с крупным окунем. Но, прочитав статью, вы сможете спланировать двух-трехдневную поездку для поиска водоема, на который можно будет поехать потом и в спокойной обстановке, вдали от людей, поймать свою мечту.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Во-первых, с атласа. Что-нибудь километрового масштаба. К сожалению, атласы у нас в продаже с обновлениями тысяча девятьсот лохматого года, и большинство пунктирных дорог, которые есть на атласе, имеют на колее деревья сантиметров по 5 в диаметре. Ну а некоторых дорог на атласе просто нет, хотя дороги приличные. Касаясь конкретного региона (восток Ленинградской области, граница Вологодской области) могу сказать, что красные дорожки присутствуют и являются проезжими для любых авто. Дороги, обозначенные широкой линией, - все имеют место быть и вполне удовлетворительного качества, покрытие грунтовое. А вот дальше начинаются проблемы. Дороги, обозначенные сплошной тонкой черной линией, они все присутствуют, но только половина из них пригодна для невнедорожной техники. Дорожки, обозначенные пунктиром длинным, есть в наличии и пригодны только в 20 процентах случаев для внедорожников (неподготовленных). Ну, а короткий пунктир - это для экстремалов - практически безнадежно. Учитывайте то, что если на карте у вас одна дорожка с длинным пунктиром, то в реалиях этих дорожек будет десятка два. И понять, какая из них главная, а какая закончится в километре - почти нереально. В последние лет 5 в данном регионе очень активно вырубают лес. Пожалуй, как ни в одном другом регионе, где я был. Так вот лесовозных дорог, вполне приемлемого (для полного привода) качества, очень много. Хотя они больше мешают, чем помогают. От основной дороги, которую вы видите на карте, отходит масса лесовозок, качество которых летом может показаться лучше основной дороги, но заканчиваются они довольно скоро - на ближайшей вырубке.
Отлично, если у вас есть навигатор с картой. Хотя, дороги там те же, что и на бумажной карте, но, используя навигатор, вы хоть знаете, где находитесь и куда движетесь. Понять это по бумажной карте весьма сложно. Можно попытаться ориентироваться по рельефу. Те места имеют довольно четко выраженный рельеф с большим количеством сопок и болот. Посему, если рядом штурман с картой не спит всю дорогу, то даже без навигатора справиться можно. Навигатор позволяет пройти пешком до места, даже если дальше не проехать. Можно и с компасом, но работа с ним сложна, особенно, если плохо представляешь исходную точку и пасмурно. Я бы не советовал людям, кто имеет мало опыта работы с компасом, отходить от автомобиля далее, чем на метров 500 не по реке. Это чревато. В прошлом году один мой знакомый, опытный рыболов, блуждал часа 4 в квадрате 2 на 2 километра. Причем квадрат был ограничен рекой, дорогой, полем и озером. Рельеф с сопками и болотами, а также с высокой растительностью не способствует хорошему ориентированию.
Пожалуй, я скажу банальные истины, но для не самых продвинутых водителей информация может оказаться интересной. Во-первых, - ехать на двух машинах выгоднее и безопаснее, если вы собираетесь забраться в самые дебри. И веревочку с собой взять подлинней надо. Длинная веревочка поможет выдернуть застрявшую машину, не приближаясь к ней слишком близко, то есть туда, где она и села. Плохие участки, по моим наблюдениям, в среднем составляют метров 20. Ну, вот такую веревочку и надо. Можно больше.
Топорик не помешает, как и лопата - но это уже стандартный набор для тех, кто ездит в лес. Ну, а открытием прошлого сезона для нас, не самых ярых трофщиков, явился так называемый «ХайДжерк» - это домкрат, высотой около метра. Приобрел его мой частый напарник по подобным рыбалкам, Николай Гусаковский. И я не раз был свидетелем того, как он без моей помощи вытаскивал «Ниву» из самых безнадежных ситуаций. Вытащить машину из довольно сложной дырки с помощью него можно даже в одиночку.
В пути по незнакомым местам старайтесь фиксировать в голове (если она дырявая, то на бумаге или на цифрофото) мостики через ручьи, левый - правый поворот, нестандартные деревья, большие камни. Это поможет вернуться обратно.
РЕКИ
На что можно рассчитывать, отправляясь в данный регион? Я пытаюсь там найти форель и хариуса. Форель и хариус - это, понятно, речки и ручьи. Ну, а из более простой рыбы - окунь и щука. Из экзотики есть еще голавль. Вся остальная рыба - это скорее случайность. Можно поймать жереха, сома, язя. Это все для спиннинга. Про поплавок ничего сказать не могу, но уверенность в плотве и леще стопроцентная.
Рек и ручьев в том регионе великое множество. Если в реке есть порог, вдруг вы найдете хорошую карту с указанием порогов, то можете считать, что форелево-хариусовая речка у вас уже есть. Имейте в виду, что чем речка на карте более прямая, тем вероятность порогов на ней меньше. Некоторые предположения о наличии порогов можно сделать по высотным отметкам уреза воды (голубенький кружочек на карте и рядом голубым цветом цифра). Чем больше перепад на стандартное расстояние, тем выше вероятность порога. Могу сказать, что и форель, и хариус есть в большинстве речек того региона. Форель (лосось) заходит в реки на нерест из Ладоги и Онеги, поднимается по главным артериям (Олонка, Свирь, Оять, Паша, Сясь) и далее разбегается по подходящим притокам, иногда минуя озера и поднимаясь по притокам этих озер. В притоках нерестится, задерживается, скатывается, остается. Ну, а местная форель, насколько я понимаю, - это потомки того лосося, которые остались жить в речке.
Хариус, понятное дело, это рыбка местная. Чем в притоке меньше порогов, тем выше вероятность поймать достойный экземпляр в том самом пороге. Рыбы нынче через большие водотоки поднимается мало (бедолаге приходится преодолеть сотни сетей, выставленных поперек всех перечисленных рек) и если перекатов на реке много, то рыба, если можно так выразиться, размазывается по реке.