Рвбак стоит по пояс в воде(Р) рыбу ловит. Подходит мужик(М) и правшивает:
М.: ну чо клюет?
Р.: тихо, тихо....
М.: ну чо клюет?
Р.: тихо... тихо
М.: ну что, клюет?
Р.: тихо, тихо... сом сосет!
К дополнительным факторам можно отнести звук, запах и подсвету. Использование этих факторов подразумевает использование свистков и погремушек, ароматизаторов и подсвечивающих красок. Рассмотрим это все подробнее.
Звук
Использование звуковых эффектов в мягких приманках кажется мне наиболее перспективным. Это подтверждается и практикой применения других акустических приманок: воблеров с погремушками, блесен-колокольчиков и т.п. А как насчет “резины”? Вспоминается такой случай. Ловля проводилась на струе вдоль свала в яму. Я использовал шаровую груз - головку с двумя “шумящими глазками” (о них речь пойдет ниже) и виброхвост на свободной оснастке. Место было известным и довольно ограниченным, поэтому буквально в пяти метрах справа и слева ловили другие рыболовы. Так вот: поклевок берша у меня было в 2 - 3 раза больше, чем у них. Но когда после мертвого зацепа с “шумящей” головкой пришлось расстаться и поставить обычную, наши шансы с соседями уравнялись. Этот пример убедил меня в том, что при определенных условиях “звуковое сопровождение” дает отличный результат.
Поэтому именно использованию звука нужно уделять основное внимание. Ведь известно, что рыбы хорошо слышат, посредством боковой линии они улавливают даже слабые колебания. Но шумы могут не только привлекать рыбу, но и отпугивать ее. В идеале этим вопросом должны заниматься научные организации, которые определят, что за звуки привлекают хищников, какие элементы могут сымитировать эти звуки, и как это “пристегнуть” к рыболовным приманкам.
Единичным рыболовам-энтузиастам приходится действовать методом экспериментального подбора и надеяться, что вдруг повезет.
Мы уже рассмотрели ранее, как иностранные фирмы используют звуковой фактор. Что же можем сделать мы сами?
Так как груз - головка более прочный и долговечный элемент, целесообразно шумовой элемент укреплять именно на ней. Наиболее удачны следующие варианты (рис.74).
Рис.74. Акустические элементы в груз-головках:
а) “свистящие лунки” или отверстия; б) “шумящий глазок”;
в) “бочонок” с дробинкой; г) внутренний контейнер с дробинкой.
“Свистящие лунки”. В одном или обоих боках груз -головки сверлятся лунки или сквозное отверстие. Такие элементы при обтекании их водой свистят, как свистит гильза от патрона. Если удастся подобрать нужный звук — вам повезло.
Погремушки. Если вы сами отливаете грузила, то можно в форму поместить какой - либо бубенчик или погремушку. После заливки такой звуковой источник окажется внутри груз-головки и будет исправно играть свою роль.
Другой вариант — это помещение погремушек в специальные углубления. Можно просверлить лунку и на клею посадить туда звуковой элемент. Наиболее удачным вариантом является “шумящий глазок” (рис. 74 б), который используется в воблерах и в некоторых резиновых рыбках, иногда он продается и отдельно. Внутри прозрачного глазка свободно катается шарик и издает привлекающие звуки. Один или два таких элемента крепятся в специально подготовленные лунки на клей и даже внешне напоминают рыбий глаз. Несомненным плюсом здесь является то, что применяется уже проверенный источник звука, который именно привлекает, а не отпугивает рыбу К сожалению, даже сейчас найти такие изделия непросто.
Вместо “глазка” можно использовать и другие элементы, например корпус шумящей мормышки. Он состоит из двух спаянных или склеенных половинок в виде капсюлей, между которыми помещена дробинка. Такой “бочонок” с дробинкой устанавливается в груз - головку либо как глазок, либо по-другому.
Можно влить или вставить в просверленное отверстие тонкую трубочку с одной или несколькими дробинками. Здесь важно правильно определить угол наклона трубочки. Например, шаровая джиг-головка при подмотке и при свободном падении наклоняется на разный угол, например 20 и 60 градусов (рис.75). В таком случае, если мы расположим трубочку горизонтально под “средним” углом 40 градусов, то находящиеся в ней шарики при подмотке и падении будут перекатываться “туда — обратно”, — и звук будет максимальным.
Рис.75. Расположение канала с шариками внутри груз-головки:
а) движение груза вперед (шарик катится назад); б) положение равновесия;
в) движение груза вниз (шарик катится вперед).