Высоко в горах охотник взобрадся на крутой склон со своим
проводником. Внезапно он поскользнулся, но удержался на ногах.
- Да, - проговорил он, - хорошо,
что я не сломал ногу. Как бы вы вызволили меня отсюда?
- Думаю, смог бы. Однажды я выволок отсюда
подстреленного кабана весом в полтора центнера. Правда, ...в четыре приёма.
Почему "яйца" - понятно, по форме - что-то очень близкое (фото 6). Разница между одним и другим - в размере, материале и балансировке. Меньшее "яйцо" - из бальсы, большее - пластмассовое; меньшее в статичном положении расположено под углом по отношению к поверхности воды, большее - почти горизонтально. Сразу скажу, что меньшее "яйцо" я "разловил" буквально на первой рыбалке, и дальше оно очень хорошо себя проявляло. С большим дела пока идут скромнее - возможно, я упустил что-то важное из того, что хотел до меня донести хорват.
Итак, в спокойном состоянии меньшее "яйцо" занимает наклонную позицию, а его "рот" находится почти полностью над поверхностью воды. Если "яйцо" медленно и плавно подтягивать, то оно так и будет скользить по воде в том же самом положении, легко и без последствий накатываясь на траву и прочий поверхностный мусор. Но вот сколько-нибудь резкое движение кончиком спиннинга придает "яйцу" импульс, заставляющий его передней частью слегка заныривать, увлекая под воду пузырек воздуха, в результате чего раздается характерное попперное "буль!". Звук получается даже более громким, чем у среднего поппера. Что еще важно, для извлечения этого звука требуется минимум свободного пространства. В "окне" размером порядка метра на метр "яйцо" успевает чавкнуть три раза.
Щука-травянка реагирует на "яйцо" очень живо. С учетом того, что эта приманка не требует сколь-нибудь быстрой проводки, она вполне успевает ее догнать, прицелиться и цапнуть.
Минус у меньшего "яйца" один - оно быстро разбивается щучьими зубами. Собственно, основным объектом, на который эта приманка рассчитана, является басс (ведь хорваты, к которым я ездил, это в первую очередь бассятники), поэтому покрытие "яйца" не предусматривает бесцеремонного колюще-режущего воздействия. Впрочем, пока на него ловилась травянка граммов до восьмисот, особых проблем не было, но вот как-то села щука примерно на "трешник" (которую я, увы, так и не взял), в результате чего "яйцо" получило "тяжкие телесные повреждения" и теперь вот требует капитального ремонта...
С большим из двух "яиц" такого рода проблемы исключены - оно сделано из твердого пластика. Но в работе пока ничем особым себя не проявило - поймал на него две щучки до кила, ну и несколько поклевок еще было. Возможно, в эту приманку я пока просто не "въехал". Ближайшим летом постараюсь ее понять.
Ивановская "палка"
Позволю себе немного подробнее остановиться на глиссирующем поппере "Мастив", о котором сказал несколько слов чуть выше. Приманка эта вышла предельно простой и, одновременно - весьма эффективной. Сделана она, как я понял, из "русской бальсы", т.е. из липы, по очень незамысловатой технологии. В том, что форма выбрана именно такая - грубо говоря, в виде обрубка прямой палки - есть свой смысл. Узкий профиль позволяет такому попперу легко проскальзывать через разреженные заросли осоки или камыша. Это важный момент - с учетом того, как часто щука скапливается именно в таких зарослях, и поиск подходящей приманки превращается в головную боль.
Внутри "Мастива" нет ни бегающих шариков, ни, тем более, вольфрамово-магнитной системы переменного центра тяжести. Тем не менее, приманка достаточно хорошо забрасывается, в воздухе она не кувыркается, а летит прямо.
Щука на этот поппер реагирует очень решительно, идет на него издалека. И может, мне просто пока везло, но до сего момента на нем нет серьезных повреждений, хотя поймал глиссирующий поппер "хвостов" 7 или 8, плюс еще "злых" контактов было не меньше.
Сюрпризы для Леонида Павловича
Возможно, мне стоило в свое время запатентовать глиссер, но тогда, лет 5~6 назад, патентование рыболовных приманок в нашей стране имело минимум практического смысла. Но, похоже, сейчас положение дел в этой области меняется, и скоро появятся все основания, чтобы не пренебрегать такими возможностями. Это я в связи с тем, что приманки, в которых достаточно очевидно прослеживаются отличительные признаки оригинального глиссера, в последние год-два стали появляться в разных каталогах.
В иных случаях изначальный глиссер воспроизводится не один в один, а несет кое-какие дополнительные идеи. Пример такого рода - глиссеры, которые вы можете найти под маркой Sabaneev. Там речь идет сразу о нескольких моделях, каждая из них содержит в себе некоторую индивидуальность. Я так полагаю, что Леонид Павлович Сабанеев, узнай он, что под его фамильным "брэндом" через 100 с лишним лет будут выпускаться столь оригинальные вещицы, был бы сильно удивлен. Скорее всего - удивлен приятно...
Итак, главное отличие "сабанеевских" глиссеров от большинства других - это подвесной крючок вместо жестко зафиксированного. Более того, в одном из вариантов крючок - это вполне обычный двойник (фото 7). Понятно, что по проходимости такой глиссер несколько уступает аналогичному, но с зафиксированным одинарником. Но и сфера применения у них немного отличается: глиссер с подвесным двойником уместнее на сравнительно менее "закрытой" акватории, т.е. там, где травы поменьше. Кроме того, он более востребован, когда в роли основного объекта ловли выступает не щука, а окунь. Отчасти это все по той же самой причине: щуку чаще случается ловить среди густой травы, окунь же предпочитает относительно открытые участки водоема.
Но все же двойник - это не основной вариант. Основным же для этих глиссеров является офсетный крючок с насаженным на него твистером (фото 8). Проходимость по траве получается более высокой, чем у глиссера с открытым одинарным крючком. И не так критично, если вдруг приманка переворачивается на спину.
Имеется аж целых 5 моделей "сабанеевских" глиссеров, каждая из которых существенно отличается от другой. Два тонущих - оснащены по "окуневому" варианту, т.е. двойниками. Они рассчитаны как на чисто поверхностную проводку, так работают и в толще воды - на проводке, близкой к твичингу. На двойник, кстати, тоже полезно подсадить твистер.
Глиссер, приближенный к суспендеру (тот, что с выгнутой спиной), рассчитан на "медленную и печальную" проводку с легкими потяжками и остановками, цель - щука в пассивном состоянии.
"Раздавленный лягушонок" в статичной позиции плавает, располагаясь в воде почти вертикально. При потяжке он сразу принимает горизонтальное положение, и если на пути встречается препятствие типа скопления листьев кувшинок, в десяти случаях из десяти легко "проезжает" его. Эта модель ближе всего по своему поведению в воде к оригинальному глиссеру, и предназначена для ловли в любых "сильно закрытых" условиях, независимо от вида и плотности выходящей на поверхность травы. Наконец, последний из "сабанеевских" глиссеров (который я для себя назвал "Голова гадюки") по своей работе напоминает уокер. Он - плавающий и очень четко исполняет проводку walking the dog, разворачиваясь на последовательных рывках то вправо, то влево - при этом на поверхности становится довольно шумно и летят брызги. Щуку, пребывающую в нейтральном состоянии, это заводит, а та, что изначально голодна и активна, идет порою на источник шума метров с 10~12, лавируя между препятствиями...