Лето, жара, стоят два рыбака и как обычно друг другу вдохновенно
врут.
- Вчера поймал щуку, во-о-т такую! - говорит один и вытягивает правую руку, отмечая левой
ладонью от плеча.
- Да не гони, таких волосатых щук не бывает!
(М. Балачевцев - Спортивное рыболовство №11 - 2006)
Есть у меня две заветные мечты. Одна - половить змееголова, уж больно красиво все это выглядит в фильмах про рыбалку. Но этого мне пока не удается - слишком далеко от Северной столицы живет та рыба. А вот вторая мечта более осуществима - поймать воистину крупного окуня. Нет, просто крупного я ловил. А хочется - очень крупного, килограмма на два.
По рассказам, эта рыба бывает и на три, и на четыре килограмма, но после нескольких попыток ловли на водоемах, где, опять же по рассказам, живут эти монстры, я понял, что у большинства рассказчиков проблемы либо с глазомером, либо с безменом. Но свои попытки изловить сверхкрупного окуня я продолжаю, и обязательно вам расскажу, если они увенчаются успехом. А пока мы поговорим о просто крупном окуне.
Просто крупный окунь - он для каждого водоема свой. И если на небольшом озере Карельского перешейка "полосатик" на полкило - это почти монстр, то на Ладоге килограммовая рыба не является чем-то необычным.
Как-то обобщить свои данные по ловле крупного окуня у меня пока не получается. Видимо, потому, что рыба эта - не так проста. Но вот характерные моменты я все ж могу выделить. И, возможно, пара-тройка моих наблюдений, соединившись с вашими, позволят глубже вникнуть в поведенческие особенности полосатого хищника.
Финский залив
В этом году на Финском заливе окунь буйствовал вовсю почти в течение месяца. И вот, получив информацию о "раздаче", я на воде. Камни, глубина 2-4 м. Напарник цепляет головку граммов на 10 и твистерочек-троечку. У него окунь прямо-таки жрет с каждого заброса (фото 1). Набивать рыбой полный мешок у меня цели не было, а имелась задача поиспытывать рывковые "минноу". И вот я кидаю воблерок прямо туда, откуда напарник вынимает окуня за окунем с каждого заброса. Проводка, вторая, третья, замена приманки, опять то же самое - и ни единого тычка! Не верю своим глазам - ведь у напарника рыба нормального размера - граммов до 700, и по-прежнему ловится как из пулемета. Беру небольшой "фэт" с заглублением около полутора метров - ноль! Приятель же так и продолжает таскать. Ну, испытания - испытаниями, но тут я, конечно же, не выдерживаю: головка 12г, твистер - и понеслось (фото 2). На десятом окуне, пойманном с десятого заброса, я успокоился и опять вернулся к экспериментам. И еще минут сорок потеряно на рывковые и не рывковые, малюсенькие и нормального размера воблеры-минноу, разнообразные "фэтики" и "шэдики" с заглублением метров до двух.
Результатом всего этого явился окунишка граммов на 50, соблазнившийся маленькой "минношкой". И стоит сказать, что за несколько рыбалок в этом месте на всю нашу команду таких миниатюрных окуньков поймано было не более десятка. Я почти озверел! Не может такого быть, потому что не может быть никогда! Ну да ладно. Скоро соревнования, где придется ловить легким джигом - отличная возможность потренироваться. Ставлю головочку на три грамма и полуторный твистерок - ха, не тут-то было. Никому он там, в воде, оказался не нужен. Да что ж это такое? Дабы успокоиться, я опять перехожу на средний джиг. И сразу убеждаюсь, что окуня тут - палкой не размешать.
О моих переживаниях и экспериментах можно говорить много, но не стоит оно того. Скажу лишь, что в это время и в этом месте наиболее действенной снастью оказалась головка массой от 12 до 15 г (и это при глубине 2-3 м и почти полном отсутствии течения) с твистером в 7-10 см. Нашлась и еще одна приманка, на которую рыба отзывалась - любой воблер с большим (более 4-5 м) заглублением. В общем, окунь категорически отказывался реагировать на любые приманки, которые не проваливались между камней и не вспахивали дно. Все остальное в приманке не имело ровно никакого значения.
Перед одной из поездок я на очередных соревнованиях выиграл набор силиконовых "червей", страшенных "гусениц", "раков" и прочей бассовой "нечисти" для всяких офсетных монтажей. Ну почему бы их и тут не попробовать? Сажаю на джиг-головку самую страшную "гусеницу" - и вперед. И оказалось, что кушает ее окунь вовсе не хуже, чем наши классические приманки (фото 3). Вообще, на эти места окунь пришел разномастный - от 100 до 1000 г. Размером приманки довольно легко отсекалась мелочь. Наиболее толстенькие особи ловились на твистеры и рипперы длиной 10 см. Ну и мои страшные "червяки" по "крупняку" работали тоже неплохо. Тогдашнее продолжение экспериментов - как мною, так и коллегами - объяснялось еще и тем, что количество оставленного на дне свинца явно выходило за грани разумного. Искусственно наваленные дробленые камни - не самые лучшие места для донного тяжелого джига. Ну, а эксперименты с глубоководными воблерами и вовсе пришлось прервать - финансовые потери стали слишком велики. Так что ничего лучшего обычной головки мы так и не придумали. "Умные" рекомендации об использовании всяческих незацепляющихся вариантов монтажа, выдаваемые людьми, никогда не ловившими на таких каменных россыпях, были, конечно, опробованы и оставлены до лучших времен.
Все вышеописанное происходило на протяжении многих рыбалок в этих местах и у всех знакомых мне экипажей. Почему окунь не реагировал на все, что двигалось выше дна, однозначного ответа никто не нашел. Ну а версий было предостаточно. Одна из них: в камни пришел ерш (у окуня периодически из пасти торчали ерши или пескарики) - и окунь полностью на него переключился. А на то, что движется выше, "полосатый" не реагировал может и потому, что вода там очень и очень мутная. Еще одна версия - в мутной воде рыба больше ориентируется не на визуальные раздражители, а именно на звуковые. И чем джиг-головка крупнее, тем сильнее стучит она о камни. Да и глубоководный шумящий воблер - тоже штука громкая. Но почему же окунь тогда не реагировал на сильно шумящие мелкие воблеры или на "вертушки", которые звучат не тише? Загадка природы...
Ладожское озеро
В этом году на Ладоге окунь так и не "зачавкал". Может, правда, я просто пропустил информацию, а, может, все еще и начнется, но суть не в этом. Те несколько выездов на Ладогу, во время которых я ловил окуня, пришлись на периоды, когда его хоть было и не так много, но он все ж присутствовал. Стаи небольшие и неплотные. И периодически рыба все же принималась охотиться у самой поверхности, т.е. начинала "чавкать". Это, конечно, не настоящие ладожские окуневые "котлы", когда вода буквально бурлит на площади в несколько соток. Это были, скорее, периодические "чавки": в пределах видимости на тихой воде выходы происходят раз в десять минут, а их площадь не превышает метра. Но рыба ловится прекрасно и без этих "чавков". Стоишь на якоре и веерно бросаешь "вертушку". Интенсивность клева - рыбка на 2-4 заброса. Размер окуня - 100-300 г. Но самое интересное, что как только в пределах досягаемости возникает поверхностная активность окуня и вам удается вовремя провести там блесну - размер выловленной рыбы сразу возрастает. Примечательно, что именно крупный окунь выходит на поверхностную охоту. Мелкие особи тоже, конечно, кушают малька (что заметно по торчащим из пасти рыбешкам) и ловятся повсеместно, но вот крупненький окунек добывается практически только по всплескам. Стайки по 3-4 особи, размер - 300-600 г. В противовес этим рыбалкам выступают мои прошлые выезды, когда я попадал на нормальные "котлы". Там все было с точностью до наоборот. Ловишь по всплескам - получаешь сравнительно мелких окуньков - по 150-200 г, а начинаешь прочесывать край стаи или переходишь на тяжелые приманки и ведешь у дна - и вот тебе крупнячок далеко за 500 г (фото 4). Облов края стаи с целью поимки наиболее крупного окуня подтверждается и зимней практикой, когда в голове окуневого косяка ловятся самые крупные особи. Летом - то же: если попадаем на правильный край стаи, то существует шанс поимки головных, ведущих окуней.
Видимо, разные плотности стаи заставляют окуня вести себя по-разному. При малой плотности крупные окуни "задают темп", а при большой - предоставляют выполнять черновую работу своим мелким собратьям, а сами движутся глубже и, возможно, подбирают битую рыбу. Но это лишь теория...