Пpиехали мужики на охотy. Hаpод водкy достал, много водки, а жpачки
и не видно.
Один мужик спpашивает:
- А закyсывать чем бyдем?
- Кypятиной. Ну, сидит он,
yспокоился, довольный, ждет... Уже, значит, водкy налили, pаздали. Пьют.
Мужик опять спpашивает:
- А кypятина-то где?
Те ему в ответ:
- Hа, покypи...
Не опечатка ли это? Каким это боком такая благородная рыбка может относиться к московскому региону. С одной стороны, да, с другой, - нет... Конечно, ни в самой Москве, ни в ближайшем Подмосковье ее и быть не может. Объяснение этому весьма простое: нет подходящей среды обитания, подходящих водоемов для этого «флагмана». Совсем другое дело - быстрые реки Тверской области. Но тогда какое отношение имеет словосочетание «Московский хариус» к Тверскому региону?
Минимальное расстояние от Москвы, где я с успехом ловил хариуса - примерно 180-190 км. Отправлялись мы в такие «путешествия» на машине, максимальное же расстояние, на которое реально отъехать за один день - около 300 км. Именно в эту полосу (180 - 300 км) и укладываются все мои хариусовые рыбалки. Забираться дальше, где места, конечно, еще более интересные, а природа обворожительнее, уже немного сложнее, особенно когда ваш выезд ограничен одним днем. А ближе 180 км попросту подходящих для хариуса условий нет! Вот и получается, что при желании спиннингиста из Москвы половить хариуса, нужно рассчитывать минимум на пару часов езды на машине. Но..., было бы желание...
Итак, и у столичного рыболова есть очень и очень реальные шансы заняться хариусовой рыбалкой на быстрых, порожистых реках. А скажу по своим ощущениям: мало, что может сравниться с такой рыбалкой. Так что подсев с самого первого выезда, хотелось все чаще и чаще наведываться в эти края, я буквально забыл про все остальные способы ловли и виды рыб в Подмосковье. Материала достаточно много, и, я надеюсь, он новый для читателя, поэтому считаю более правильно разделить его на две статьи. В первой части я бы хотел остановиться на местах обитания этой прекрасной рыбки, указать в каких реках можно рассчитывать на поимку далеко не одного экземпляра, а в каких достаточно лишь быстрого взгляда из окна автомобиля, чтобы понять, что в этой реке хариуса попросту нет.
Обсудим конкретные места стоянки, манеру охоты и еще многое-многое. Во второй же части речь пойдет об экипировке, непосредственно самой снасти, способу подачи и проводке различных приманок.
Итак, что же нам известно про эту благородную рыбку?
Хариус, близкий родственник лососевых и сиговых рыб, обитает только в Северном полушарии. Он населяет чистые холодноводные реки и озера, предпочитая водоемы с галечным и каменистым дном. Может образовывать речные, озерноречные и чисто озерные формы. У нас в России, на долю которой приходится большая часть всех известных видов и подвидов семейства Хариусовых, эта рыба встречается на огромной территории, простирающейся от западных до восточных окраин страны. Отсутствует хариус лишь в некоторых европейских регионах, тяготеющих к югу, а также в бассейнах ряда равнинных рек междуречья Оби и Енисея.
Своеобразная визитная карточка хариуса - его большой, похожий на флаг, спинной плавник, «расшитый» узором из пятен или полос. Причем форма этого плавника, рисунок и расцветка узора на нем у рыб разных видовых (подвидовых) популяций имеют заметные отличия. Есть на спине у хариуса и маленький жировой плавник, подчеркивающий благородство кровей этой рыбы, его родственную связь с лососевыми.
Хариусы могут достигать веса 2,5 - 3,0 кг. Известны случаи поимки более крупных рыб (рекордным считается экземпляр массой 6,7 кг, добытый в 1956 г. в озере Конневеси, в Финляндии). Обычно же в уловах преобладают особи массой не более килограмма.
Хариус практически всеяден. Обычный его корм - донные организмы, рачки-гаммарусы, моллюски, личинки и прочие формы развивающихся в воде насекомых (поденок, веснянок, ручейников). А также различные наземные насекомые, случайно попавшие в воду - кузнечики, цикадки, оводы, мошки. Не упустит хариус случая полакомиться и икрой рыб. Крупные хариусы часто поедают мальков, а в более редких случаях могут нападать на мелких млекопитающих (полевок, землероек и т.п.).
По весне, в апреле - мае, хариусы, зимовавшие в глубоких ямах нижнего течения рек, покидают свои «квартиры» и поднимаются, нередко еще подо льдом, ближе к верховьям, а с началом паводка заходят для размножения в притоки. Аналогичную картину можно наблюдать в эту пору и у хариусов озерно-речных популяций. Отличие лишь в том, что из озер рыба может уходить не только в приточные речки и ручьи, но и спускаться вниз по течению впадающих рек. Наряду с половозрелыми особями (хариусы становятся таковыми на 3 - 5-м году жизни), в весенних перекочевках участвует и молодь.У нее эти миграции выглядят как чисто нагульные.
Нерестится хариус в мае - начале июня при температуре воды +5 - 10° С на песчано-галечных участках с умеренно-быстрым течением и глубиной 30 - 60 см. Нерест озерных форм хариуса происходит на мелководных прибрежных участках озер.
Нагул у речных популяций длится примерно до октября. С наступлением осенних холодов (перед появлением шуги) хариусы вновь, как и весной, пускаются в дорогу. Но теперь их путь лежит в обратную сторону - к привычным местам зимовки. Сходный распорядок и у многих озерно-речных видов. Вместе с тем среди последних существуют и такие экологические формы, которые предпочитают после нереста возвращаться для нагула в озеро. Подобное поведение свойственно, например, так называемому черному байкальскому хариусу.